Передача Петербургу полномочий по проведению госэкспертизы проектов метро вряд ли ускорит открытие станций.
Госдума 2 октября приняла в первом чтении законопроект о передаче Петербургу полномочий по проведению госэкспертизы проектной документации и инженерных изысканий при строительстве уникальных сооружений или работ с объектами культурного наследия. Сейчас самостоятельно экспертизу имеет право осуществлять только Москва.
С подобной инициативой в Смольном выступили ещё год назад. В парламент закон внесли в июле этого года сенатор от Петербурга Андрей Кутепов и сенатор от Адыгеи Мурат Хапсироков. Несмотря на то что предлагаемые поправки коснутся различных строек и памятников, главным образом принятие новеллы должно поспособствовать ускорению прокладывания метро в городе.
"Проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации для строительства, реконструкции в том числе объектов петербургского метрополитена позволит реализовать план развития петербургского метрополитена значительно эффективнее и с более рациональным использованием средств бюджета", — говорится в пояснительной записке.
По данным сенаторов, проведение оценок "на месте" поможет сохранить сотни миллионов рублей, которые сегодня направляются на оплату услуг федеральной экспертизы. При этом у СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы" (ЦГЭ) достаточно уникального опыта и компетентных специалистов для выполнения работы, заверяют авторы законопроекта.
Есть ли сложности с госэкспертизой сейчас
То, что в Петербурге явно проблема со строительством метро, понимают все. Последние три станции открыли ещё в 2019 году. Незадолго до губернаторских выборов этого года ходили слухи о возможном запуске в сентябре станции "Горный институт", однако этого так и не случилось. А сдачу первого участка из двух станций "Казаковская" — "Путиловская" коричневой линии вовсе перенесли на 2025 год. Но далеко не факт, что главным или даже существенным препятствием здесь является затяжное прохождение главгосэкспертизы.
С одной стороны, процедура как раз осложнила строительство "Путиловской". Из–за необходимости перенести пересадочный узел между новой станцией и "Кировским заводом" понадобилось перепроектирование и, соответственно, новое заключение госэкспертизы, из–за чего должны были растянуться сроки строительства.
Проволочки привели к уголовному делу о превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. "в" ч. 3. ст. 286 УК РФ) в отношении экс–председателя комитета по развитию транспортной инфраструктуры Андрея Левакина и бывшего директора "Метростроя Северной столицы" Владимира Шмидта. Следствие считает, что в результате их действий началось оборудование стройплощадки под пересадочный узел на "Путиловской" до получения заключения госэкспертизы. А одобрение в итоге получила другая документация, и подготовленную площадку пришлось демонтировать, на что потратили почти 60 млн рублей.
Причём тот же "Горный институт" всё–таки достраивают, несмотря на то что для станции приходилось заново получать одобрение госэкспертизы в части достоверности сметы из–за корректировки в связи с импортозамещением. При этом соседняя "Театральная" давно успешно прошла госэкспертизу, но из–за проблем с проектированием наземных вестибюлей будет оставаться "станцией–призраком" по крайней мере несколько лет.
Почему в Петербурге медленно строят метро
По мнению директора по решениям в области общественного транспорта компании Simetra Владимира Валдина, затраты усилий на процесс прохождения главгосэкспертизы при строительстве метро в Петербурге укладываются в статистическую погрешность. "У нас основная проблема упирается в финансы и наличие самих проектов. То, что какая–то экспертиза пройдёт на месяц раньше (если будут специалисты), — это мизер", — считает эксперт. Он отмечает, что действительно остро стоит кадровый вопрос и необходимость совершенствования нормативной базы.
В том, что в Петербурге есть много квалифицированных специалистов для того, чтобы городу можно было отдать федеральные полномочия по экспертизе, ранее усомнился депутат ЗакСа Александр Рассудов. "Главгосэкспертиза не быстро работает, к сожалению, это так, но не зря им передали эти полномочия. И будем исходить из презумпции того, что там собраны те специалисты, которые уже не первый год практикуют исследования такого рода уникальных объектов и понимают их специфику", — говорил он Business FM Санкт–Петербург в июле этого года.