Индустрия развлечений постепенно восстанавливается. Однако без зарубежных артистов ей приходится нелегко.
Пандемия коронавируса и острые политические события последних лет значительно повлияли на индустрию развлечений. Билетные агрегаторы и организаторы мероприятий задолжали зрителям миллионы рублей из–за череды отмен концертов. Однако сейчас в отрасли наблюдаются положительные изменения — продажи билетов выросли, а зрители стали чаще ходить на концерты.
Позитивные прогнозы
По словам игроков рынка, рост продаж билетов наблюдался со второй половины 2023 года. Слушатели перестали опасаться, что концерты не состоятся, и уровень продаж стал приближаться и даже превышать допандемийные значения. Так, в 2023 году "Яндекс Афиша" продала 17,6 млн билетов, что на 71% больше, чем годом ранее. Причём 29,5% реализованных билетов приходятся на концерты.
Очередным ударом для индустрии стал теракт в "Крокус Сити Холле". По оценке группы компаний NCA, трагические события снизили продажи в среднем на 25%. "Сейчас ситуация урегулировалась, и мы выходим на показатель начала года. Думаю, что суммарно этот год демонстрирует рост продажи билетов на 10% по сравнению с 2023 годом, несмотря на провальный период. Посещение мероприятий нашими зрителями увеличивается, несмотря на сокращение контента", — рассказал "ДП" президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин.
Он добавляет, что в этом году число мероприятий выросло на 20% по сравнению с прошлым годом. Единственная ниша, которой не хватает Петербургу и Ленинградской области, — качественные фестивали, особенно мирового формата.
Сервис "Кассир.ру" за 8 месяцев текущего года реализовал билеты на 160 тыс. событий в Петербурге. В целом рост продаж билетов на концерты и другие мероприятия в 2024 году на сервисе составил около 32%. Эти показатели превышают среднерыночные в 2 раза. Рост продаж в Петербурге по направлению "Концерты" год к году составил 40%, по категории "Фестивали" — 300%, а категория "Спорт" выросла на 137%.
"Пандемия нанесла существенный урон индустрии развлечений. Отмены концертов в 2022 году тоже оказали негативное влияние. Последствия, пусть уже и минимальные, весь рынок ощущает на себе до сих пор. В том числе и наша компания как его часть. За эти годы мы провели колоссальную работу с нашими клиентами, закрыли огромное число обращений по возврату средств и обмену билетов. Сейчас готовы предложить зрителям тысячи интересных развлекательных и спортивных мероприятий на любой возраст и вкус", — прокомментировали "ДП" в компании.
Заменить невозможно
При этом представители концертной индустрии, с которыми пообщался "ДП", сходятся во мнении, что российские артисты не в состоянии заменить зарубежных. Даже в лучшем случае на это могут уйти десятилетия.
"Каждый западный артист — самостоятельный крутой продукт с отличным шоу и качеством исполнения, а главное, со своей фанбазой. Тяга к западным звёздам подтверждается появлением огромного количества трибьютов и кавер–бэндов, которые исполняют мировые хиты. Трибьюты обрели устойчивую аудиторию среди российских слушателей. В то же время попытки российских артистов создавать продукт на иностранном языке с “фирменной” музыкой и шоу существенно проигрывают трибьют–проектам", — объясняет куратор учебных проектов программы "Музыкальный менеджер" в Московской школе музыки и руководитель лейбла ChizhRecords Павел Жилов.
Несмотря на отсутствие зарубежных музыкантов, в России организуют много концертов на любой вкус. Преимущественно речь идёт о больших городах, с населением от 300 тыс. человек. В малых городах сложно окупить затраты на привоз артиста и есть сложности с транспортной доступностью.
Особенно непросто привозить артистов в Ростов, Краснодар, города на побережье Чёрного моря. Это связано с нехваткой аэропортов и дефицитом железнодорожных билетов с мая по октябрь в южном направлении.
Мода на ностальгию
По словам Павла Жилова, сейчас в стране много артистов, которые популярны в чартах и стриминговых сервисах, но сольные концерты они не собирают. Организаторам выгоднее привезти проверенную звезду, которая точно не принесёт убыток. Раскручивать концерты молодых инди–артистов мало кто берётся.
“
"Сейчас самые высокие сборы у артистов, которые вышли на сцену ещё в конце 1980–х — начале 1990–х. Это связано, во–первых, с хорошими инфоповодами — крупными юбилеями существования групп, во–вторых, с повальной модой на ностальгию", — замечает собеседник "ДП".
Индустрия способствует росту ниши музыки ретро. Так, летом 2024 года группа "Руки вверх!" обновила собственный рекорд, собрав на московском стадионе 75 тыс. зрителей. А на экраны регулярно выходят проекты про 1980–е и 1990–е годы — например, сериалы "Слово пацана" и "Комбинация". Музыка того времени становится популярной даже среди молодёжи.
"Появление артистов разных форматов достаточно серьёзно регулируется государством. Мы должны с пониманием к этому относиться, потому что живём в исторический момент. Но регулирование контента композиций однозначно не ведёт к расширению количества и качества музыки. Полагаю, мы должны пережить этот момент и только тогда сможем говорить о росте или падении индустрии. Сейчас мы находимся на нетипичном этапе развития индустрии, любая аналитика не поддаётся каким–либо грамотным расчётам — слишком большое количество факторов влияет на развитие", — резюмирует Михаил Шурыгин.