Рост цен повысил обороты малого бизнеса в Петербурге

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

За 9 месяцев 2024 года средний оборот одного петербургского предприятия в малом бизнесе увеличился на 19% к показателям прошлого года. Преимущественно это связано с ростом цен, а не покупательской активности.

Согласно подсчётам IT–компании "Эвотор", активнее всего средняя выручка в Петербурге выросла у кафе — на 41%. При этом среднее число чеков там увеличилось всего на 10%. На 29% выросли обороты киосков с мороженым, а их среднее число чеков благодаря жаркому лету и тёплому сентябрю — на 14%. У кофеен оборот превысил прошлогодний на 10%, количество чеков — на 14%.
Также продолжает расти бьюти–индустрия. Обороты маникюрных салонов увеличились на 22%, количество оказанных услуг — на 10%. Барбершопы по сравнению с прошлым годом увеличили среднюю выручку на 26%, число посещений — на 12%. Обороты салонов красоты выросли на 14%, при этом количество чеков увеличилось всего на 4%.
Стоит заметить, что по большинству направлений город опережает среднероссийские темпы роста выручки малых предприятий. Так, общий средний оборот по стране вырос на 15%. У среднестатистического российского кафе выручка увеличилась на 19%, киоска с мороженым — на 22%. Барбершопы приросли на 21%, маникюрные салоны — на 14%. А вот кофейни и маникюрные салоны в среднем по стране растут чуть быстрее, чем в Петербурге, — 19 и 23% соответственно.
Генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии красоты Юлия Гоцуляк считает, что рост цен обусловлен увеличением стоимости исходных материалов и повышением арендной платы. Цены на оставшиеся в России иностранные бренды косметики, которые нельзя заменить отечественными аналогами, привязаны к доллару и существенно растут вместе с ним. При этом эксперт отмечает, что рост стоимости услуг в бьюти–сфере с каждым годом отталкивает всё больше клиентов, из–за чего спрос падает.
"Уже на протяжении многих лет отток клиентов происходит за счёт самозанятых и “надомников”. Качество оказания услуг там не проверяют, но есть клиенты, готовые к ним пойти, потому что ниже цена", — рассказывает Гоцуляк.
Директор по развитию Yclients Михаил Орлов только отчасти согласен со статистикой "Эвотора". Эксперт наблюдает рост среднего чека на одну услугу в салоне красоты всего на 5%, а увеличение количество записей — на 13%, что говорит о скромной динамике роста. Единственной категорией, которая, по данным "Эвотора", увеличила и оборот, и среднее количество продаж в равных долях — на 11%, оказались петербургские несетевые спортцентры. При этом в целом по стране исследователи наблюдают у них рост выручки на 22% и увеличение среднего количества продаж на 10%. Однако, как отмечает Орлов, в компании Yclients подсчитали, что среднее количество посещений на одну фитнес–студию не изменилось с начала года, так же как и цены на услуги.
Руководитель big data "Эвотора" Полина Тюрина отмечает, что двузначный рост выручки в большинстве сегментов произошёл из–за увеличения стоимости. Лишь в некоторых областях наблюдается рост среднего количества продаж, оживление спроса и потребительской активности. Но общий показатель среднего числа продаж превзошёл прошлогодний всего на 2%.
Тюрина отмечает, что общее количество россиян, работающих в малом и среднем бизнесе, с начала года увеличилось на 3%. "Активнее всего предприниматели открывали магазины цветов — на 17% чаще, чем в прошлом году. Но по общему числу открытий стабильно выше всего доля малоформатной продовольственной торговли. На позитивную динамику нового бизнеса влияет и активное развитие франшиз в разных сегментах. Что интересно, растёт и число открываемых предприятий в сельских районах. Их доля составила около 18% в общем количестве нового бизнеса", ― добавила эксперт.
По статистике "Эвотора", традиционно больше всего новых розничных точек открывается в Москве (12% от общего числа) и Московской области (9%), Краснодарском крае (6%) и Санкт–Петербурге (5%). Но также в списке регионов с активным приростом новых малых предприятий оказались Ростовская и Свердловская области (по 3% в каждой), Самарская, Новосибирская, Нижегородская и Челябинская области, Татарстан, Красноярский, Приморский и Ставропольский края, Башкортостан, Крым и Ханты–Мансийский автономный округ (по 2%).