Взяли Невский: российские бренды заполонили магазины в центре Петербурга

Торговые точки иностранцев на главных улицах Петербурга заняли бренды из России
Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

На главных проспектах Петербурга наблюдается один из самых низких уровней вакантности площадей за последние несколько лет. Срок экспозиции свободных помещений сокращается с нескольких месяцев до нескольких дней. А вот владельцам ТРЦ привлечь арендаторов значительно сложнее.

Два года назад, когда зарубежные бренды массово покидали российский рынок и закрывали свои торговые точки, звучало немало заявлений о том, что отечественные компании не смогут в полной мере заполнить возникающую пустоту. Однако сегодняшняя картина стрит–ретейла говорит об обратном. Хотя и о том, что рынок полностью восстановился до уровня 2019 года, который сейчас принято считать эталонным, говорить пока рано.

Назад, к рекордам

С начала 2024 года в Петербурге отмечается ажиотажный спрос на помещения формата стрит–ретейл со стороны арендаторов. Подсчёты разных консалтинговых компаний различаются в деталях, однако свидетельствуют об одних и тех же тенденциях.
Директор департамента торговой недвижимости NF Group в Санкт–Петербурге Анна Лапченко говорит, что это приводит к росту арендных ставок при минимальном уровне вакантности. Освободившиеся помещения занимаются снова буквально в течение нескольких дней. Например, на Невском проспекте фиксируется довольно ограниченное предложение вакантных торговых площадей (4,4%, по данным NF Group) в сочетании с активной ротацией арендаторов.
"В локации поддерживается высокий уровень интереса, особенно в сегменте общественного питания, а также торговли одеждой и обувью. Мы ожидаем, что до конца 2024 года доля вакантных площадей на центральных торговых коридорах Петербурга сохранится на уровне 5–7%. Это достаточно низкий показатель, который станет следствием высокого спроса", — уточняет Анна Лапченко.
По данным Nikoliers, на конец III квартала текущего года средний уровень вакансии на ключевых торговых коридорах Петербурга составил 4,7%, приблизившись к историческому минимуму за последние 5 лет. На Невском проспекте этот показатель снизился до уровня 2019 года и составил 3,2%. На данный момент предложение в этой локации составляет менее 10 помещений.
"На основных торговых коридорах насчитывается чуть более 40 свободных помещений. С января по сентябрь зафиксировано 77 открытий против 71 за аналогичный период 2023 года. При этом ротация арендаторов за III квартал к прошлому кварталу составила 39%, что свидетельствует об активности ретейлеров", — замечают в Nikoliers.

Пусто не бывает

Директор департамента исследований рынка Maris Алёна Волобуева оценивает ситуацию чуть более критически, хотя и подтверждает, что на Невском проспекте сейчас один из самых низких показателей объёма вакантных площадей в городе. Однако число пустующих помещений, по оценке компании, ещё превышает показатель допандемийного 2019 года и составляет порядка 35 объектов. В целом вокруг Невского проспекта наблюдался высокий уровень деловой активности: на него пришлось порядка 45% валового объёма спроса на аренду помещений в первом полугодии.
"Активность арендаторов на центральных торговых коридорах обусловлена прежде всего ростом туристического потока в регионе, увеличением длительности периода высокого туристического сезона. По предварительным оценкам, по итогам III квартала сезонный фактор роста вакантных площадей будет менее выражен, нежели в предыдущие постпандемийные годы", — отмечает Алёна Волобуева.
В связи с тем, что большинство помещений занято, в первом полугодии уровень деловой активности на рынке торговых площадей был ниже аналогичного периода 2023 года. Число новых открытий на центральных торговых коридорах, по данным Maris, сократилось на 51%, число закрытий — на 52,9% относительно показателей первого полугодия 2023–го. Тем не менее сальдо прироста резидентов по итогам первых 6 месяцев оставалось положительным — число новых открытий на 42,4% превысило число закрытий.
Директор федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрий Изосимов добавляет, что активное заполнение помещений на главных улицах идёт за счёт увеличения спроса со стороны российских брендов, а также кафе, ресторанов и шоурумов, которые заинтересованы в премиальных локациях. По его оценке, в среднем по главным торговым улицам вакансия в этом году снизилась до 5–6%. Тренды задаются предпочтениями потенциальных клиентов и покупателей — всё чаще они ищут не просто товары или услуги, а эмоции и впечатления. Это вынуждает арендаторов инвестировать в антураж помещений, что априори увеличивает средние сроки аренды.
"Спрос и предложение на рынке аренды коммерческой недвижимости на главных торговых коридорах Петербурга сейчас относительно сбалансированы. На Петроградской стороне спрос превышает предложение. Сейчас количество свободных площадей здесь на уровне 6–7%, однако оно активно сокращается из–за большого интереса к открытию магазинов в этой локации. Дальнейшее сокращение свободных площадей может спровоцировать более активный рост арендных ставок", — отмечает Юрий Изосимов.

Время перемен

В торговых центрах ситуация чуть сложнее. В компании "Этажи" отмечают, что в среднем вакантные площади там составляют 8–11%. Этот показатель меньше в тех ТРЦ, где арендодатели решились на изменение стандартов и форматов заполнения свободных мест. В результате торговые центры, владельцы которых проявили достаточную гибкость, имеют не более 6–7% пустующих площадей.
Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев отмечает, что уже можно говорить о стабилизации локального рынка: пик открытия новых магазинов прошёл, эффект отложенного спроса также отсутствует. Это отражается на цифрах динамики среднедневной аудитории ТРЦ локального рынка в сравнении с прошлыми периодами.
В октябре–декабре можно ожидать небольшого отставания индекса посещаемости Mall Index от уровня прошлого года (на 2–3%), однако в сравнении с показателями аналогичного периода 2022 года будет некоторый рост, тоже примерно на 2–3%.
Но о полном восстановлении рынка говорить не приходится. Например, в сравнении с 2021 годом отставание по количеству посетителей в ТРЦ в среднем составляет 10–11%. И это притом, что тогда ещё действовал ряд ковидных ограничений на посещение объектов ретейла, общественного питания и развлечений.

Лучше меньше, но лучше

Эксперты полагают, что к концу года вакансия на Невском проспекте и других главных торговых коридорах может снизиться ещё на 1–2 процентных пункта. Но многие представители ретейла уже сейчас ориентируются на спальные районы и новые жилые комплексы, стараясь снизить затраты на аренду помещений. Там они на 15–25% ниже, чем на основных торговых улицах. Это подтверждают и в аналитическом центре RBI. По его подсчётам, спрос на стрит–ретейл в новых жилых проектах Петербурга вырос на 10%, а трендом 2024 года на рынке коммерческой недвижимости стало сокращение метража. Площади лотов сократились практически на четверть.
"Это связано с ростом и востребованностью формата take away в проходных локациях города. Кофейни, пекарни, экспресс–супермаркеты, мини–рестораны — всё это развитие тренда на сокращение времени потребления. Рынок достаточно быстро начал отвечать на такие потребности бизнеса", — отмечает вице–президент по маркетингу и продукту RBI Михаил Гущин.
Анна Лапченко добавляет, что можно с уверенностью сказать: рынок стрит–ретейла в Северной столице быстро восстановился. Важную роль в этом сыграло активное развитие fashion–сегмента и общественного питания. "Зарубежные бренды создавали высокую конкуренцию, которой российским компаниям было сложно противостоять. За последние 2 года у них появилась возможность занять место в своём сегменте и охватить большую аудиторию. Расширение присутствия российских брендов на рынке в свою очередь стимулировало рост всех категорий сегмента (одежда, обувь, ювелирные изделия). Также мы наблюдаем, что в течение 2 лет отечественные fashion–бренды в краткие сроки занимали все вакантные торговые помещения, освобождённые международными операторами", — заключает эксперт.
Сейчас вакансия на основных торговых коридорах Петербурга находится на минимальном уровне. Часто бывает так, что один арендатор уже ушёл или вот–вот уходит и сразу появляется новый. В исключительных случаях бывают либо технические сложности, либо юридические проблемы (банкротство, судебные процессы у собственника или арендатора). Тогда на какое–то время помещение "зависает", не находит своего арендатора. Но объекты, которые технически и юридически готовы к сдаче, практически моментально находят нового арендатора. Конечно, такая ситуация не могла не сказаться на стоимости аренды. Если в допандемийные времена ставка на уровне 8–9 тыс. рублей за 1 м² воспринималась достаточно высокой, то сейчас запрос по ряду помещений, особенно небольших, может быть и 10 тыс. рублей. Не факт, что они будут сданы за эти деньги, но серьёзный дефицит предложения и уникальность этих объектов позволяют собственникам выставлять максимально высокую ставку. Свободные помещения в стрит–ретейле активно сейчас занимают фастфуд, топовые магазины и сетевые игроки. Но при этом возникают новые несетевые форматы заведений, в том числе и в общепите. Они наравне с крупными федеральными компаниями платят высокие арендные ставки за работу на главных торговых улицах города.
Максим Ельцов
генеральный директор ПИА "Недвижимость"
Сейчас довольно активно занимаются свободные помещения на главных торговых улицах. Хорошие, ликвидные помещения находят своего арендатора, как правило, ещё на этапе их освобождения. Что на это влияет? Естественно, массовое развитие сетей, приход московских компаний на петербургский рынок, приход других региональных сетей, а также это активная экспансия нашего бизнеса, выход из онлайна в офлайн. До конца года в стрит–ретейле будут реализованы те объекты, которые уже готовы к сдаче. Бизнес, как правило, до конца года закрывает свои планы, определяется с ремонтными работами, ротациями. И те собственники, которые ещё не сдали помещения, будут стремиться их сдать, поскольку дальше нас ждёт небольшой период затишья и январских праздников. Сейчас можно говорить практически о полном восстановлении рынка коммерческой недвижимости. Уже все собственники понимают, как нужно работать в новой реальности. Торговые центры также адаптировались к новым условиям рынка. Не только заполнились пустующие площади, но и уже проданы почти все торговые центры, которые раньше принадлежали зарубежным компаниям.
Полина Фиофилова
директор по развитию KNRU