В Петербурге развивается государственная система оказания психологической помощи
Профессия психолога за последние несколько лет стала востребована как никогда. В Петербурге работает немало коммерческих клиник и частных специалистов в этой области. Но помимо этого, получить помощь можно и в кабинетах медико–психологического консультирования, которые уже более года функционируют в районных поликлиниках.
Каждому по специалисту
Как рассказала "ДП" начальник отдела по организации амбулаторной медицинской помощи взрослому населению комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга Лариса Соловьёва, в Петербурге насчитывается 79 консультационных кабинетов, они доступны жителям любого из 18 районов города.
Получить помощь можно в рамках обязательного медицинского страхования, поэтому сначала необходимо получить направление от участкового терапевта. Только после этого можно записаться на приём через портал "Здоровье петербуржца", "Госуслуги" или сайт самого лечебного учреждения.
По словам Ларисы Соловьёвой, пока такие кабинеты есть не во всех поликлиниках, однако система, безусловно, будет развиваться. Об этом говорит растущая востребованность услуг медицинских психологов. По данным Комздрава, за первые 8 месяцев этого года консультации у них получили 83,6 тыс. жителей Северной столицы. Это на 26% больше, чем в прошлом году.
“
"Обращаться к нам стали больше. Поток идёт, и ежедневно у психологов запись практически полная, — подтверждает главный внештатный специалист по медицинской психологии комитета по здравоохранению Санкт–Петербурга Елена Исаева. — Объясняется это тем, что сейчас мы переживаем некий период неопределённости, турбулентности, политических и экономических изменений. Это всегда приводит к тому, что растёт уровень тревоги, опасений за будущее, за детей, за собственное благополучие. Я думаю, как минимум 25–30% людей сейчас нуждаются в психологической помощи".
По словам эксперта, спектр жалоб, с которыми обращаются горожане, очень широк. Начиная с бессонницы, головокружения и внутрисемейных конфликтов, заканчивая вопросами смысла существования, переживаний одиночества и пустоты жизни.
“
"В рамках первичного приёма медицинский психолог в таких кабинетах проводит беседу и делает краткий скрининг состояния пациента. Необходимо понять — проблемы, с которыми пришёл пациент, сугубо психологического свойства или же человек нуждается в консультации ещё какого–то специалиста. Например, психиатра, эндокринолога, невролога или кардиолога. То есть фактически мы являемся сортировщиками по определению серьёзности и тяжести жалоб", — рассказывает Елена Исаева.
Долой ярлыки
Зачастую люди испытывают сложный набор переживаний, поэтому с пациентом в поликлинике могут работать сразу несколько врачей. Например, невролог лечит бессонницу и головные боли. "При этом он понимает, что без участия психолога эту проблему не решить, поскольку у человека длительный хронический стресс, повышенные нагрузки, он не умеет отдыхать, его образ жизни не во всём бывает здоровым. Поэтому психолог всегда и везде тесно связан с междисциплинарными бригадами специалистов", — поясняет Елена Исаева.
Помимо всего прочего, обращение в обычную районную поликлинику, а не в специализированное медицинское учреждение может в некоторой степени решить проблему стигматизации психических расстройств. К сожалению, проблема тянется ещё с советских времен. Это негативный ярлык, который общество накладывает на людей с психическими нарушениями.
“
"Пациенты боятся, что, обратившись к психотерапевту или психиатру, они в дальнейшем в связи с этим будут испытывать определённые сложности в жизни. Например, проблемы с трудоустройством и вообще с социальным функционированием, — поясняет заведующий кафедрой психотерапии и медицинской психологии и сексологии СЗГМУ им. И. И. Мечникова Павел Бомов. — Поэтому, возможно, на первых этапах психолог выглядит более предпочтительным звеном. К нему люди не так опасаются обращаться".
Точность в терминах
Необходимо помнить: несмотря на то что психолог владеет всеми методиками психологической работы и технологиями воздействия на человека с целью улучшения его состояния, он не является врачом. То есть лечить и назначать лекарственную терапию он не имеет права.
В то же время существует огромный спектр расстройств, которые требуют именно серьёзного лечения. Например, при пограничных психических состояниях, которые находятся между нормой и патологией, необходим психотерапевт. К этой категории относятся тревожные и навязчивые расстройства, длительные нарушения сна, невыраженные депрессивные состояния.
“
"С доступностью психотерапевтической помощи в Петербурге не существует особенных проблем, — считает Павел Бомов. — Во–первых, есть телефоны доверия, которые можно назвать первичным звеном. Они функционируют и при психоневрологических диспансерах, и при Городской психиатрической больнице № 7, которую мы знаем как “Клинику неврозов”. Во–вторых, пациент может сразу обратиться в психоневрологический диспансер, самостоятельно записавшись онлайн либо через регистратуру. Кроме того, в нашем городе существует Городской психотерапевтический центр, который также базируется на территории “Клиники неврозов”".
Заместитель главного врача Городской психиатрической больницы № 3 им. И. И. Скворцова–Степанова Алла Добровольская считает, что абсолютно не важно, кто будет специалистом первого контакта, — психолог, психотерапевт или психиатр.
"Все эти три специальности работают рука об руку, поскольку мы придерживаемся полипрофессионального подхода. К нашим психиатрам часто приходят работающие, социально благополучные люди без психических расстройств с жалобами на психотравмирующие ситуации и семейные проблемы. И психиатр, пообщавшись с таким пациентом, если нет необходимости оказывать развёрнутую помощь, просто перенаправляет его к психологу или психотерапевту", — рассказывает она.
Алла Добровольская также отмечает, что люди стали спокойнее относиться к самой возможности обратиться к таким врачам за помощью. Предрассудков в этом отношении стало меньше, о чём красноречиво свидетельствуют цифры. Так, в 2023 году за амбулаторной помощью к психотерапевтам и психиатрам только в госучреждения Петербурга обратились почти 150 тыс. человек.