"Ситроникс" второй раз за год сменил структуру управления петербургскими активами. Одна из компаний перестала владеть бизнесом в Перми.
Смена хозяев ООО "Чарби", пермского агрегатора зарядных станций для электромобилей, совпала со сменой руководителя компании, владеющей его миноритарным пакетом, — её возглавил новый президент "Ситроникса" Сергей Ткаченко. Впервые компания из группы "Ситроникс" стала собственностью частного лица.
Уже в App Store и Google Play
Пермскую компанию "Чарби" учредило ООО "Альбатрос", петербургская "дочка" АО "Ситроникс КТ", крупного производителя навигационного оборудования для судостроения. Это случилось в середине января, на тот момент "Чарби" на 99,99% принадлежало "Альбатросу" и на символические 0,01% — своему генеральному директору Александру Шаврину, который возглавляет в Перми автономную некоммерческую организацию по развитию инфраструктуры для электромобилей "Электротранспорт Пермь".
Сразу после появления "Чарби" Александр Шаврин рассказал, что компания займётся созданием мобильного приложения для оплаты услуг автомобильных зарядных станций, которое, в отличие от всех существующих в России, включит опцию навигации автомобиля от "Яндекса".
Компания действительно создала мобильное приложение Charby, бесплатно доступное в Google Play, App Store, RuStore и AppGallery. Приложение работает на основе карты "Яндекс", которая после введения в аккаунт пользователя марки электромобиля показывает все пригодные для него зарядные станции, маршруты к ним, сведения о каждой станции и позволяет обмениваться впечатлениями о станциях с другими пользователями приложения в чате. На своём сайте компания называет себя агрегатором зарядных станций для электромобилей.
Комментировать текущее положение дел в компании Александр Шаврин отказался.
7 октября компания поменяла хозяев. Теперь она целиком принадлежит московскому ООО "Ситроникс Проекты", чей основной владелец — бизнесмен из Подмосковья Вячеслав Гриценко. Ему принадлежат 51% "Ситроникс Проектов", а 49% у АО "Ситроникс Ай Ти", которое СПАРК называет стопроцентным владельцем петербургского "Ситроникс КТ". По данным СПАРК, сам "Ситроникс Ай Ти" принадлежит "Ситрониксу" (входит в группу АФК "Система").
Одновременно со сменой собственников пермского "Чарби", тоже 7 октября, его миноритарного владельца, "Ситроникс Ай Ти", возглавил Сергей Ткаченко, бывший вице–президент АФК "Система" по IT. До него "Ситрониксом Ай Ти" руководил Николай Пожидаев, которого Сергей Ткаченко сменил не только на этом посту, но и двумя неделями ранее на посту президента АО "Ситроникс", материнской компании для всей группы.
"Чарби" стало первой компанией из группы "Ситроникс", переданной частному лицу, о юридической связи которого с "Ситрониксом" в СПАРК сведений нет. И соответствующее решение, надо полагать, стало одним из первых решений Сергея Ткаченко на новой должности.
У принадлежащей на 51% и возглавляемой Вячеславом Гриценко компании "Ситроникс Проекты" весьма скромные, по сравнению с владеющей 49% её долей "Ситроникс Ай Ти", финансовые результаты за 2023 год. Выручка "Ситроникс Проектов" составила тогда 64,4 млн рублей, а выручка "Ситроникс Ай Ти" за тот же период превысила 9,9 млрд.
Вячеслав Гриценко и Сергей Ткаченко от комментариев отказались.
Около 3% рынка
В пресс–службе "Ситроникса" (владеющего 49% "Чарби" через АО "Ситроникс Ай Ти") в начале года сообщили, что на сегодняшний день в сети оператора "Ситроникс Электро" работает более 200 зарядных станций для электромобилей в 32 регионах страны, а приложением оператора пользуются более 10 тыс. электромобилистов.
Российское энергетическое агентство сообщает, что в России насчитывается более 7,4 тыс. зарядных станций для электромобилей — это в 2 раза больше, чем годом ранее. При этом на 1 июля 2024 года в стране зарегистрировано 52 тыс. электрических автомобилей. Иными словами, на одну электрическую АЗС приходится примерно 10 электромобилей, а "Ситроникс" занимает пока около 3% этого рынка.
По расчётам экспертов, за следующие 5–6 лет количество электрических АЗС вырастет минимум вчетверо. Такая статистика говорит о рынке, который находится в зачаточном состоянии, но имеет огромные перспективы роста.
Для сравнения: по данным агентства "Автостат", по состоянию на 1 января 2024 года на территории России было зарегистрировано 54,5 млн единиц автомобильной техники. Общее количество действующих АЗС в России достигло отметки 27 812 станций, что включает в себя как традиционные АЗС, так и автогазозаправочные станции (АГЗС) — почти по 2 тыс автомобилей на одну станцию.
С далёкой "дочкой" больше свободы
Владелец ООО "Ленинградский завод точного машиностроения" (ЛЗТМ, производит дизельные и газотурбинные электростанции) Валерий Азарко полагает, что расположенной в Москве или Петербурге материнской компании имеет смысл приобретать бизнес в другом регионе лишь в случае, если там будут покупатели.
“
"Расположение дочерней компании в другом регионе имеет смысл исключительно в случае, если хотя бы 10% её договоров завязаны на данный регион или имеется перспектива освоения каких–то новых рынков, расположенных в данном регионе или более доступных из данного региона. Другого объяснения, думаю, быть не может. Обычно компании с Северо–Запада России при расширении на восток выбирают опорной базой Новосибирск, реже Красноярск. Это наиболее популярные центры деловой активности с комфортной инфраструктурой", — говорит владелец ЛЗТМ.
Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов считает, что географический размах — традиция российского бизнеса.
"Мне часто приходилось видеть, когда материнская компания располагается в Москве или Петербурге, а её подразделения в виде “дочек” — в Нижнем Новгороде, Перми, Тюмени и пр. Это даёт больше автономности и самостоятельности, а значит, оперативности региональным структурам. Другое достоинство — снижение ответственности головной компании по сравнению с ситуацией, когда вместо “дочек” у неё филиал или представительство. Но этот плюс несколько потерял значение в свете развития законодательства о банкротстве и предусмотренной им субсидиарной ответственности контролирующих лиц по обязательствам должника. Из недостатков — необходимость наличия договоров материнских лиц с дочерними — формально отдельными субъектами, что ведёт к повышенному налогообложению", — полагает юрист.