ЦБ РФ в пятницу, 25 октября, изменит ключевую ставку. Гораздо интереснее, что он скажет о сроках начала её снижения.
Практически все эксперты и аналитики считают, что в пятницу совет директоров Банка России повысит ключевую ставку с текущих 19% годовых до 20%. Есть мнения, которые предполагают более жёсткое повышение — до 21%.
Сроки начала снижения ключевой в любом случае переносятся как минимум до середины лета — осени 2025–го.
Экономика устала от высоких ставок
Предстоящее заседание ЦБ РФ считается опорным. По его итогам будет опубликован очередной среднесрочный прогноз регулятора о динамике рынка кредитования, ВВП и инфляции.
Регулятор умеет удивлять: не всегда прогнозы экспертов совпадают с его решениями. Так было в сентябре, когда большинство ожидало сохранения, а ЦБ РФ повысил ставку на 1 процентный пункт (п. п.). Или в июне, когда аналитики прогнозировали повышение, а регулятор не решился её менять из–за проходящего ПМЭФ. Поэтому наибольший интерес в пятницу представляет не само по себе новое значение ключевой, а комментарии и аргументация регулятора о том, когда же закончится период высоких ставок.
Эльвира Набиуллина
Последние полгода заявления представителей ЦБ становятся всё жёстче: о планах повышать до тех пор, пока не снизится потребление и не замедлится инфляция, говорится уже достаточно открыто.
“
"Мы ожидаем повышения до 20% и сохранения её без изменений до II квартала 2025 года включительно. Нет необходимости идти на более высокий уровень ставки, — рассуждает Илья Фёдоров, главный экономист “БКС Мир инвестиций”. — Сейчас стоимость денег составляет “ключевая +3–4%” вместо привычных “ключевая +1%”. Стоимость фондирования банков сильно выросла, кредиты по плавающим ставкам для корпоративного сектора ощутимо подорожали. Кредитование физлиц почти не растёт".
По оценке эксперта, прирост кредитного портфеля в сентябре оказался минимальным (+0,2 трлн рублей). Наиболее слабую динамику, чего, собственно, и добивался регулятор, показал потребительский и автосектор, а ипотечный и вовсе ушёл в минус.
“
"Оперативные данные по выдаче кредитов за первую половину октября говорят о сокращении кредитования физлиц на 30–40% по сравнению с сентябрём, на сокращение повлияло ужесточение нормативов, — говорит Фёдоров. — Охлаждение спроса даст эффект для планов компаний и их спроса на кредиты. В целом инфляция по недельным оценкам за 2 недели октября вернулась на уровень августа. Сейчас экономика либо в точке разворота, либо близка к ней".
Инфляция разгоняется
Есть и другие аргументы о том, что ЦБ РФ не станет решительно менять ключевую. Прежде всего потому, что до конца года (20 декабря) должно состояться ещё одно заседание, для которого нужно оставить себе задел для изменений.
“
"В этот раз, думаю, будет без сюрпризов, ждём повышения на 1 п п., наблюдаемая населением инфляция выросла с 14,4 до 15,3% в октябре, это максимум с февраля 2024 года, инфляционные ожидания на год в октябре составили 13,4%, увеличившись по сравнению с сентябрем на 0,9 п. п. Пока что высокая ставка не даёт того эффекта, которого мы все ожидаем, в сентябре экономический и потребительский спрос оставался высоким, — солидарен с коллегой Иван Ефанов, аналитик “Цифра брокер”. — Потребительское кредитование замедляется, но в основном за счёт отмены льготной ипотеки, при этом корпоративное кредитование продолжает быстро расти. Поэтому считаем, что сохранение жёсткой денежно–кредитной политики более чем уместно".
По его мнению, к снижению регулятор перейдёт, как только увидит существенное замедление в показателях, на которые он сейчас обращает внимание. Прежде всего это кредитование и потребительский спрос.
"Благоприятными факторами будут выступать стабилизация на рынке труда, стабилизация импорта и курса национальной валюты, — перечисляет Ефанов. — Более долгосрочным фактором может служить увеличение производительности и переход к интенсивному росту экономики. Базово ожидаем, что ЦБ перейдёт к снижению ключевой не раньше весны следующего года, и вряд ли это будет резкое снижение, скорее поступательное и осторожное".
Ряд крупных банков заблаговременно и уже традиционно за неделю до заседания повысили ставки по депозитам: встречаются предложения и по 23% годовых. Впрочем, все они касаются коротких или среднесрочных предложений, очевидно, финансисты не готовы продолжать аукцион щедрости на горизонте дольше года. Кредитные ставки почти достигли своего пика, но зависят не столько от ключевой, сколько от других мер регулятора, в том числе и от макропруденциальных нормативов (количественное ограничение в зависимости от долговой нагрузки заёмщиков).
В сентябре ЦБ РФ сохранял целевой прогноз по возвращению инфляции к уровню 4% годовых в 2025 году. В пятницу этот прогноз наверняка будет скорректирован: может быть, в очередной раз перенесён на более поздние периоды, например на 2026 год. Сейчас не всё зависит от ЦБ РФ. Так, правительство РФ в конце сентября опубликовало проект 3–летнего федерального бюджета. Дефицит казны на текущий год был пересмотрен до 3,3 трлн, что существенно выше предыдущей оценки — 1,6 трлн. Рост государственных расходов (на 21,6% в годовом выражении) выступает мощным инфляционным импульсом.
И это повод для регулятора задуматься о дополнительном ужесточении денежно–кредитной политики.
“
Мы ожидаем, что ЦБ не только продолжит цикл ужесточения, но и повысит ключевую ставку сразу до 21% годовых. Вероятность увидеть её в 20% оценочно составляет 40%. Новые проектировки бюджета располагают к дальнейшему ужесточению ДКП. Минфин не только повысил ориентиры по дефициту бюджета, но также выделил дополнительные 1,5 трлн расходов сверх бюджетного правила в текущем году. Ещё более важным можно считать планы по индексации тарифов ЖКХ в 2025 году сразу на 11,9% против ранее предлагавшихся 5,7%. Для достижения цели по инфляции в среднесрочной перспективе ЦБ необходимо продолжить ужесточение монетарной политики. На пике ключевая ставка может задержаться надолго, начало смягчения ДКП, вероятно, произойдёт лишь ближе к середине 2025 года.
Виктор Григорьев
главный аналитик банка "Санкт–Петербург"