Без пыли и гари: в Петербурге вырос спрос на авто с альтернативными двигателями

В регионах СЗФО стали чаще покупать автомобили с альтернативными двигателями
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Спрос на новые легковые машины с альтернативными двигателями (электрическими, газовыми и гибридными) на Северо–Западе за год вырос вдвое.

Продажи автомобилей на альтернативном топливе за 9 месяцев 2024 года в субъектах СЗФО составили 56,1 тыс. единиц, говорится в совместном исследовании банков ВТБ, "Открытие" и компании "Автомаркетолог". Показатель увеличился на 34 тыс. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Несмотря на это, присутствие авто с альтернативными двигателями на рынке оценивается исследователями всего в 5%. Доминирующую позицию по–прежнему занимают машины, использующие бензин.
При этом, как отмечают исследователи, реализация автомобилей с бензиновыми моторами за 9 месяцев этого года увеличилась только на 60%, а дизельных авто — упала почти на треть.
Наиболее популярными среди новых автомобилей оказались гибридные легковушки. За три квартала 2024 года жители Северо–Запада купили более 4,9 тыс. таких машин. Этот показатель превысил прошлогодний на 3,2 тыс. единиц. Следующими по уровню спроса исследователи выделяют электромобили.
Исполнительный директор компании "Автомаркетолог" Татьяна Акимова подчёркивает, что такой интерес к гибридам обусловлен их удобством использования в условиях города, постоянных пробок и обилия светофоров. "Они расходуют в среднем на 25% меньше топлива, чем бензиновые аналоги.
Конечно, есть ещё более экономичные “электрички”. Но некоторых останавливает их долгая зарядка и инфраструктура, которая не всегда под рукой. Учитывая активное насыщение рынка новыми гибридами, спрос россиян на них может продолжить усиливаться, но многое будет зависеть от динамики цен, на которые влияет утильсбор", — выделяет тенденции эксперт.
Начальник управления "Автокредитование" ВТБ Алексей Бочарников отмечает, что в сегменте подержанных автомобилей основная доля тоже принадлежит машинам с бензиновыми двигателями. Их уровень присутствия на рынке близок к 89%, однако ввиду высоких кредитных ставок уменьшился спрос по сравнению с прошлым годом.
"Небольшой плюс по итогам трёх кварталов этого года показали лишь электромобили — примерно 3%, что можно объяснить высокими показателями ввоза таких машин. Однако уже с сентября мы отмечаем небольшое снижение продаж. С учётом трендов на рынке, которые подстёгивают рост цен и на авто с пробегом, ждать изменения динамики в этом сегменте не приходится", — рассказал эксперт.
Повышенный спрос на автомобили, особенно на иномарки, часть аналитиков объясняет попыткой населения приобрести машины по привычным ценам до повышения утильсбора с 1 октября 2024 года.
В ближайшие месяцы можно ожидать небольшой просадки по продажам новых электромобилей, допускает председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключённого транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. Однако, замечает она, спрос — динамичный процесс и впоследствии интерес к электрокарам вырастет ещё больше.
"При прочих равных электромобили дают дополнительные льготы. Это и бесплатные парковки, отсутствие транспортного налога в большом количестве регионов, бесплатный проезд по платным дорогам, по той же М–11. Это привлекает покупателей", — объясняет эксперт.
Согласно анализу маркетингового агентства НАПИ, из электромобилей для частного пользования в этом году россияне чаще приобретали машины китайской марки Zeekr (53,7%), Volkswagen (7,5%) и российские Evolute (5,5%). На корпоративном рынке лидирует Moskvich, на который приходится 29% продаж в секторе. Далее следуют Zeekr (27,5%) и Evolute (14,1%).