Ни хвоста, ни чешуи: рыба в России стала "золотой" по уровню цен

Цены на рыбу в России выросли до 15% с прошлого года
Автор фото: Агентство "Москва"

Цены на рыбу продолжают расти, поскольку объёмы вылова не поспевают за спросом.

Практически все виды рыбы в России подорожали с прошлого года на 10–15%. Согласно данным Росстата, розничная цена за 1 кг "рыбы мороженой неразделанной" на 14 октября составила 253,11 рубля. Год назад она была 220,14 рубля. В 2022 году килограмм рыбы стоил 202,96 рубля.
Таким образом, рост показателя в 2023 году составил 8,5%, а с начала 2024 года — уже 15%.
"Индексация розничной цены на рыбу идёт во всех каналах продаж, потому как изначально производители поднимают цены на отпускную продукцию. Если сравнить цены 2024 года с ценами 2022–го, то прирост составил практически 25%", — подчёркивает генеральный директор исследовательской компании NeoAnalytics MSc in Social Management Ольга Луцева–Эр.
Как сообщили "ДП" в Рыбном союзе, по данным на 21 октября, российские рыбаки добыли 233 тыс. тонн тихоокеанских лососей (включая 136 тыс. тонн горбуши и 48,6 тыс. тонн кеты). Это в 2,6 раза ниже показателя прошлого года.
Но здесь стоит учитывать, что 2023 год был вторым по улову в истории — тогда добыли 609 тыс. тонн лосося. Если же сравнивать с 2022 годом, то нынешние результаты меньше только на 17%.
Эксперты поясняют, что ежегодные колебания по объёмам вылова тихоокеанских лососей (горбуши прежде всего) связаны с особенностями циклов нагула рыбы. Это позволяет сгладить ценовые колебания в неудачный год.
"Цены на большую часть рыбы и морепродуктов напрямую зависят от объёма мирового вылова и аквакультурного производства. Хороший вылов и производство — цены снижаются, плохой — растут. Но в целом рыба из года в год дорожает не только в России, но и на мировом рынке. Причина — вылов не растёт уже более 10 лет, а рост производства аквакультуры не успевает за увеличением мирового спроса", — утверждают в Рыбном союзе.
В общей структуре улова более половины (56%) принадлежит тресковым, мерлузовым и макрурусам, обращает внимание Ольга Луцева–Эр. Далее, на втором месте, идут сельдевые, анчоусовые, доля которых составляет 20,5% в общей структуре улова в России. На лососёвые приходится 5,7%, на тунца — всего 0,15%.
"То есть лосось и тунец российского производства — это малая толика в общем объёме. И цены на них очень чувствительны, так как по большей части это импортная продукция, российского предложения недостаточно. Поэтому индексация цен на данные виды рыб ожидаема и аргументирована", — резюмирует эксперт.
По данным ФГУП "Нацрыбресурс" (находится в ведении Росрыболовства), в период с 14 по 20 октября цены на мороженую рыбу в оптовом сегменте внутреннего рынка демонстрировали положительную динамику. На Дальнем Востоке отмечалось укрепление цен на минтая, сельдь и камбалу под влиянием возросшей конкуренции между экспортным и внутренним спросом. Также дорожала горбуша.
Цены на другие виды мороженой рыбы не изменились.
"На Северо–Западе сохраняющийся дефицит предложения с промысла и в холодильниках продолжает увеличивать оптовую стоимость трески и пикши, а повышенный спрос на продукцию нового вылова способствует росту цен на скумбрию атлантическую. В центральных регионах дорожали скумбрия и сельдь, что обусловлено поставками более дорогой, свежевыловленной рыбы из регионов промысла и сезонным ростом потребительского спроса", — говорится в отчёте.

Удержали минимум

Основательница коммуникационного агентства TUNE PRoduction Анна Мякинина подтвердила "ДП", что производители поднимают отпускные цены для торговых сетей. Это связано с увеличением затрат на производство и логистику.
Подорожание рыбы в магазинах уже заметно, особенно на те виды, которые импортируются.
Независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин рассказал "ДП", что практически от всех крупных поставщиков и дистрибьюторов ретейлеры получают письма о росте отпускных цен. Причём кто–то предупреждает о подорожании на 5%, а кто–то — на 70%. У производителей растут затраты на логистику, к тому же рыболовецкий флот в основном оснащён иностранным оборудованием. Все издержки в итоге закладываются в цену продукции.
"Что касается лососёвых, заметна просадка ассортимента сёмги, несмотря на то что это аквакультурная рыба. Если раньше в крупных магазинах она была представлена в пяти–десяти позициях, то сейчас бывает лишь две–три позиции. Цена на неё тоже выросла. В качестве причины поставщики указывают на рост стоимости кормов. Торговые сети стараются заменять сёмгу кижучем, горбушей", — отметил Лачугин.
При этом в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) указывают, что цены на социально значимые категории рыбы (навага, минтай, путассу) в торговых сетях остаются стабильными.
"Минимальная цена килограмма мороженой неразделанной рыбы в крупной рознице выросла ниже инфляции — в среднем на 4,2% год к году, до 141 рубля", — сообщил председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.

На прилавке и в меню

Стабилизировать цены на социально значимые продукты в сетевой рознице компании пытаются при помощи соглашений с рыболовами. В том числе через прямые поставки от производителей по системе "от моря до прилавка".
По данным АКОРТ, в сентябре X5 Group подписала соглашение о сотрудничестве с Ассоциацией добытчиков минтая. Оно должно усилить маркетинговую поддержку дальневосточной рыбной продукции, ускорить её поставки в магазины ретейлера.
"ДП" отправил запросы компании X5 Group, а также торговым сетям "Лента", "Магнит", "Азбука вкуса", "ВкусВилл", "Ашан", Metro, но не получил ответа.
В Рыбном союзе констатируют, что, даже когда поставщики указывают в своих письмах повышение цен на 15–25%, это вовсе не означает, что именно так и вырастет цена в рознице. На сегодняшний день ретейлеры подтверждают принятие увеличенного ценника на отдельные виды товаров в пределах 3–7%.
Как рассказала собственница и шеф–повар ресторана Eat Me Яна Кузнецова, производители поднимают отпускные цены и для общепита.
"В большинстве наших блюд использована рыба — лангустины, осьминог, лосось, гребешок. Рыбные блюда пользуется большой популярностью у наших гостей, поэтому мы стараемся сохранить качество и свежесть. Редко повышаем цены в меню, пытаемся оставаться для потребителя на том же уровне. Но конечно, если будет сильный рост отпускных цен и в дальнейшем они будут увеличиваться, мы будем вынуждены отреагировать, чтобы продолжать платить достойную зарплату сотрудникам", — говорит она.