Производители умных устройств стараются установить эмоциональную связь между ними и покупателями.
Умные устройства из всей существующей сейчас техники находятся ближе всего к человеку. Мы носим их в кармане или на запястье, они стоят у нас дома или на работе. Они включают музыку, убираются, рассказывают о прогнозе погоды, доставляют товары и следят за безопасностью.
Производители умной техники давно поняли, что она должна не просто работать, а вызывать у человека эмоциональный отклик. Важны и внешний вид, и тактильные ощущения, и звучание.
"Оживлённый" робот
Пожалуй, самым ярким примером эмоционального отклика у человека на технику можно назвать роверов–доставщиков третьего поколения от "Яндекса", которые сейчас тестируются в нескольких городах России, включая Мурино. В интернете вирусятся видео, в которых прохожие достают роверов из сугробов, бабушки переводят их через дорогу, а дети счищают с них снег.
Их зарубежным собратьям повезло гораздо меньше — в интернете можно найти видео, где таких роверов грабят и ломают вандалы. Особенно не повезло пластиковым обитателям Лос–Анджелеса, которые доставляют там заказы от Amazon и Uber Eats.
Один из секретов любви россиян к роботам "Яндекса" кроется в их дизайне: две фары, похожие на глаза, корпус, который напоминает небольшого зверька с маленькой мордочкой. Ну как не умилиться? Как рассказали "ДП" в "Яндексе", к этому решению пришли поэтапно. Первое поколение роверов было сугубо утилитарным. Во втором поколении целью было установить в дизайне связь между ровером и соответствующим поколением автономного (беспилотного) автомобиля.
"Однако к третьему поколению мы приняли решение сделать образ робота более независимым и оживлённым. Поскольку робот постоянно взаимодействует с людьми, важно, чтобы он вызывал у них симпатию и положительные эмоции. Это способствует желанию помогать ему в сложных ситуациях или как минимум не препятствовать его передвижению. Мы стремились создать ассоциации с живым существом, поэтому добавили “лицо” с глазами и явное разделение на головную часть и отсек для посылки, что усилило такое сходство", — говорят в компании.
Интересный дизайн помимо всего прочего стимулирует у людей повышение интереса к беспилотной доставке.
"Хотя благодаря сенсорам роботу не нужны фары, мы оставили их, чтобы сделать его более заметным в тёмное время суток. Мягкая светодиодная лента с приятным цветом дополняет образ. Также у робота есть сигнальный флажок, который мы сделали антивандальным", — добавили в "Яндексе".
Роверы даже умеют "разговаривать": если его движение блокируется, он сначала издаёт мягкий сигнал, вежливо прося уступить дорогу. Обычно этого достаточно, и люди пропускают его. Если препятствие сохраняется, робот подаёт более громкий и настойчивый сигнал. А потом обращается к удалённому оператору за помощью.
Колонки с ДНК
Часто для разработки приглашают видных дизайнеров. Так поступили, например, в VK со своими умными колонками со звуковым помощником "Маруся". Внешний облик "VK Капсулы Мини" и "VK Капсулы Нео" разрабатывался совместно с британской студией Layer. Дизайн "VK Капсулы Про" создал футуристичный промышленный дизайнер Карим Рашид.
“
"Дизайн умных устройств рождается из их функциональности. Он должен быть понятным и упрощать рутину. Сейчас умные колонки могут заменить человеку сразу несколько бытовых предметов: часы, плеер, датчики температуры или даже целый центр управления умным домом. При этом дизайн должен быть таким, чтобы колонка органично вписалась даже в самую маленькую квартиру", — рассказывает руководитель направления дизайна умных устройств и голосового ассистента в VK Надежда Титова.
Кроме функциональности важна и эстетика. Как колонка интегрируется в интерьер, в каком стиле и цвете исполнена.
"Дизайн всей линейки “VK Капсул” наследует мягкие скруглённые формы. Это часть ДНК продукта, которая отражает характер бренда. Также у всех колонок есть световая индикация. Она включается, когда “Маруся” вас слушает и отвечает. Это осмысленное и функциональное решение, которое работает на удобство и делает дизайн устройства более отзывчивым. “VK Капсула Мини” первой получила цифровой дисплей с часами и “глазками” “Маруси”", — добавляет Титова.
Она отметила, что есть несколько параметров, по которым VK выстраивает эмоциональную связь между людьми и устройствами. Например, тактильные ощущения от акустической ткани, пластика и других материалов. Большую роль играет визуальный контакт с колонкой и интерфейсом.
"Важно, чтобы люди получали отклик от колонки и видели реакцию на свои действия", — подчёркивает Надежда Титова.
Знают поимённо
Люди склонны одушевлять предметы. Например, многие автолюбители дают ласковые имена своим машинам. С умной техникой происходит то же самое — имена получают роботы–пылесосы.
Как выяснила старший научный сотрудник Президентской академии Дарья Радченко, самое популярное имя у пылесосов в России — Жорик, потому что он "жрёт пыль", Веня — от слова "веник", и Шурик, который "шурует по квартире". Сами производители дают роботам–пылесосам озвучку — голос и записанные реплики–реакции.
“
"Мы ориентируемся на самую широкую аудиторию, поэтому стараемся использовать сдержанные, приятные голоса. Помощник по дому не должен быть назойливым, он должен чётко и понятно доносить нужную информацию до пользователя. Мы создаём умную технику так, чтобы освободить человека от домашней рутины, чтобы у него появилось больше времени для по–настоящему важных дел", — говорит менеджер проектов департамента маркетинга и рекламы ГК Redmond Григорий Яковлев.
Абсолютный слух
Голоса для виртуальных ассистентов отбирают очень тщательно. Так, в "Сбере" при разработке колонок SberBoom с голосовым помощником "Салют" смотрели на реакцию взрослых и детей.
"Мы провели собственное исследование и пришли к выводу, что взрослым и детям понравились два разных женских голоса и один мужской. Тогда мы решили дать пользователям возможность настраивать ассистента под себя, выбирать, какой голос они хотят слышать, кому из них они будут задавать сложные вопросы, доверять сокровенные тайны. Чтобы “Салют” стал по–своему близким для каждого", — поделились в пресс–службе SberDevices.
В дизайне устройств "Сбер" учитывает контекст использования девайсов, культурологический контекст и контекст "семейства" устройств. "Например, детская аудитория очень любознательна. Новая колонка SberBoom Mini 2 помогает развивать этот навык через полупрозрачный корпус, показывая конструкцию устройства. При этом поверхность маленькой колонки имеет схожие ребра, как и у “взрослого” SberBoom, что делает линейку устройств консистентной", — отмечают в пресс–службе.
В VK для озвучки "Маруси" выбрали актрису с приятным тембром голоса, который можно было бы слушать достаточно долго и не уставать. В "Яндексе" помощника "Алису" стремятся сделать более человечной. "Она обучается диалогам с людьми, проявляет эмпатию. С выпуском “Станции Лайт” второго поколения мы научили “Алису” выражать эмоции голосом и планируем развивать это направление, включая распознавание сарказма. Хотя мы не ставим цель сделать устройства похожими на человека, мы учитываем эмоциональный аспект взаимодействия. Каждый член команды вкладывает своё понимание того, какой должна быть “Алиса” и как она может выглядеть физически", — подчёркивают представители "Яндекса".