Компания из Петербурга нашла бизнес–партнёра в китайском Циндао

Автор фото: arpp-pk-ru

"Морские комплексные системы" из Петербурга нашли в Циндао партнёра для совместных продаж рыбопромыслового оборудования в России и в Китае.

Петербургский производитель судового оборудования ООО "Морские комплексные системы" (МКС) стал первой российской компанией, заявившей о готовности продавать свою продукцию в Китае.
Планируемый объём совместных с китайским партнёром продаж оценивается в 1 млрд рублей в год.

На российских и китайских судах

Соглашение о сотрудничестве МКС и китайская China Great Lakes Marine Corporation Ltd (CGLMC) подписали 30 октября на выставке участников рыбной отрасли China Fisheries & Seafood Expo, начавшейся в этот день в Циндао. Стороны договорились о совместных поставках рыбоперерабатывающего оборудования для судов российского и китайского промыслового флота.
Речь идёт о партнёрстве, при котором каждая из сторон сумеет оснастить соответствующее судно полностью — МКС поставят на российские суда оборудование собственного производства и производства китайского партнёра в той части, в которой своего будет не хватать, и наоборот. CGLMC планирует в рамках соглашения поставлять китайским заказчикам собственное оборудование и оборудование от МКС в той части, в какой будет не хватать собственного. Планы касаются как строящегося флота, так и судоремонта.
Самая необычная для сегодняшнего российского бизнеса часть договорённости между МКС и CGLMC сводится к планам сторон продвигать продукцию партнёров в своих странах. МКС собираются продвигать судовое оборудование CGLMC в России, а CGLMC — продукцию МКС в Китае.
По словам генерального директора МКС Павла Зубкова, в первый год сотрудничества стороны готовы вложить по 100 млн рублей в изучение спроса на российском и китайском рынках, маркетинг, начало взаимного продвижения продукции и составление инвестиционного плана. В дальнейшем масштаб сотрудничества Павел Зубков оценивает в 1 млрд в год с ростом 20–30% за каждый следующий год.
При появлении соответствующих заказчиков речь, по словам руководителя МКС, может идти не только о рыбоперерабатывающем оборудовании, но и о полном комплексе поставок для строящихся или ремонтируемых судов.
"Я расцениваю соглашение с CGLMC как новый этап развития рынка рыбопереработки в Китае и России. Объединение опыта и технологий позволит предложить инновационные решения, которые должны улучшить качество и эффективность рыбоперерабатывающих процессов на российских и китайских судах, а также на береговых рыбофабриках", — говорит руководитель МКС.
Павел Зубков полагает, что сотрудничество с CGLMC позволит снизить стоимость судового оборудования, поступающего в Россию по параллельному импорту, а также себестоимость оборудования, которое производят МКС, за счёт увеличения объёмов и выхода на крупные серии.

Прибрежные технологии и президентский фрегат

China Great Lakes Marine Corporation Ltd основана в 2022 году. Компания объединяет производство морского оборудования и крупные агентства по импорту машин и оборудования, предоставляет услуги по судоремонту и новому судостроению, в том числе и для российских и китайских верфей. На своём сайте CGLMC заявляет о стремлении "к освоению новых прибрежных технологий, разработке и внедрению экологически чистого эффективного судового оборудования с низким содержанием углерода в сочетании с потребностями клиентов в разработке сопутствующих судовых продуктов".
МКС производят судовую мебель, панели для внутренней обшивки судов. Панелями МКС, в частности, отделаны внутренние помещения фрегата "Адмирал Головко", на котором в конце 2023 года после торжественного подъёма военно–морского флага Владимир Путин принимал отчёт тогдашнего министра обороны Сергея Шойгу.
Недавно компания приступила к производству оборудования для рыбофабрик. В середине сентября на прошедшей в Петербурге выставке представителей российской рыбной промышленности Seafood Expo Russia МКС подписали соглашения с ООО "Мурманскфишпродактс" и ООО "Судостроительный завод “Ростр”" о поставках оборудования рыбофабрик собственного производства.

"Пока не так хороши, как автомобили"

Исполнительный директор ООО "Северное море" (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова считает, что путь, выбранный китайским правительством и китайской промышленностью внутри китайского рынка, не оставляет российским компаниям шансов для развития продаж.
"Китай реинжинирит всё, что попадает под руку, и тут же выходит с этим на мировой рынок. Мы можем препятствовать продаже их продукции здесь, но не имеем никаких шансов для своих продаж там. Полагаю, они закупят у российского партнёра головные образцы единожды для изучения, и всё. Мировой рынок сегодня захвачен массовым китайским производством. Правительство Китая активно субсидирует и помогает промышленности, а это безграничный запас рабочей силы и низкая себестоимость. Поставки же из Китая в Россию — тропа, многократно протоптанная. Это источник временного заработка для тех, кто первым нашёл путь к проектанту, с очень низкими перспективами развития. Если, конечно, российская компания не сумеет сама освоить производство того, что в первое время будет поставлять из Китая", — полагает руководитель "Северного моря".
Совладелец мурманской рыбопромысловой компании ООО "Саами" Сергей Цыганов считает, что планы продажи в Китае произведённого в Петербурге оборудования для рыбофабрик — очень неожиданная бизнес–конструкция.
"В последнее время в Мурманске появились рыбопромысловые суда китайского производства и сделанное в Китае оборудование для рыбофабрик. Пока это не идёт ни в какое сравнение с европейскими аналогами, которыми мы пользовались до введения международных санкций и пользуемся до сих пор. Не сомневаюсь, китайцы добьются в этой сфере таких же успехов, как в автомобилестроении, — но нужно время. Не понимаю, кому в Китае можно продавать изготовленное в России оборудование для рыбофабрик — оно же продукт реинжиниринга ведущих европейских производителей. Мне кажется, китайцы сумеют в течение ближайших нескольких лет дотянуть собственную рыбопромысловую промышленность до хорошего современного уровня", — говорит совладелец "Саами".
Досье:
ООО "Морские комплексные системы" зарегистрировано в Петербурге в 1992 году. Указанный в СПАРК профиль компании — "строительство кораблей, судов и плавучих конструкций", уставный капитал — 1,6 млн рублей. Компания в равных долях принадлежит генеральному директору Павлу Зубкову и АО "Инвестиции и консалтинг" из Татарстана, бенифициаром которого СПАРК называет генерального директора АО "Холдинговая компания “Ак Барс”" Ивана Егорова. Финансовые результаты МКС в СПАРК не указаны, сообщается лишь, что в 2021 году компания перечислила 116,7 млн рублей налоговых отчислений в бюджет.