Вторая специальность может стать обязательной для студентов медколледжей

Автор фото: ТАСС

Получение второй специальности может стать обязательным для студентов российских медицинских колледжей.

В Минздраве задумались о том, чтобы расширить компетенции выпускников медицинских колледжей. Для этого им придётся получать во время обучения не одну, а две специальности.
По информации онлайн–портала для российских врачей "Медвестник.ру", о такой инициативе рассказал министр здравоохранения Михаил Мурашко на совещании во Всероссийском учебном научно–методическом центре (ВУНМЦ) Минздрава по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.
Пока что всё находится на уровне идеи и не оформлено в виде конкретных документов. Но вполне возможно, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) будут оформлены уже в 2025 году.
Опрошенные "ДП" эксперты в целом положительно отнеслись к предлагаемой новации. Основатель и директор Высшей медицинской школы Виталина Левашова считает, что введение в обязательном порядке второй специальности должно мотивировать студентов медицинских колледжей к расширению горизонта профессиональной деятельности уже во время обучения.
"Будущие медсёстры и фельдшеры часто работают в условиях, где требуется широкий спектр навыков: от базовой диагностики до оказания первой помощи. Введение второй специальности позволит выпускникам адаптироваться к широкому кругу задач, которые они могут встретить на практике, и сделает их более востребованными", — соглашается собственник консалтингового агентства Appel.med Александра Аппель.
Основатель и научный руководитель сети клиник иммунореабилитации, адаптационной и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо также считает, что инициативу Минздрава РФ можно только приветствовать.
"Соискатели получат больше возможностей для реализации, расширения опыта в разных медицинских сферах, а клиники — более квалифицированные кадры. У меня как работодателя к таким соискателям–универсалам интерес точно будет выше. Поскольку, к примеру, медсестра может работать одновременно в процедурном кабинете и в физиотерапии", — подчёркивает она.

Карьерные преимущества

Однако некоторые специалисты относятся к идее Минздрава с известной долей скептицизма.
"Любая новая обязанность должна быть обоснована, — комментирует основатель мобильного приложения “Справочник врача” Константин Хоманов. — Здесь обоснование ясное — необходимо закрыть дефицит кадров, оптимизировать расходы, связанные с оплатой труда, попросту сэкономить. Ведь работодатель не станет платить две полноценные зарплаты одному человеку, работающему на две специальности. Выгоднее платить одному человеку за большее количество обязанностей условную ставку с четвертью, чем взять на эти же условия троих человек и обеспечить им три полноценные зарплаты. На мой взгляд, эта инициатива выгодна работодателю больше, чем работнику".
Эксперт отмечает, что рынок медицинского труда управляем. И если работодателя обязать брать на работу только тех, кто имеет две специальности, то остальные станут попросту неконкурентоспособными.
Кроме того, у него есть сомнения в том, что навязанная вторая специальность (особенно если студентам не дадут возможности выбирать её самостоятельно или выбор будет ограниченным) даст какие–то преимущества для пациентов. В итоге, по мнению Константина Хоманова, есть вероятность получить "недоспециалиста" в двойном размере.
Тем не менее эксперт видит в инициативе и возможные плюсы для самих учащихся медицинских колледжей. "Имея две специальности, в дальнейшем можно сконцентрироваться на одной из них без дополнительных затрат на переобучение. Выпускникам будет проще найти место работы — не по одной специальности, так по другой. Карьерный трек медработника вряд ли можно назвать непредсказуемым, и чем больше исходно умеет человек, тем больше дорог для него открыто", — признаёт Константин Хоманов.
Александра Аппель также считает, что наличие второй специальности даёт будущим медсёстрам и фельдшерам дополнительные инструменты для карьерного роста.
"Если студент получает квалификацию в смежной области — например, в физиотерапии или в диетологии, — это позволяет ему предоставлять более комплексную помощь и выполнять более широкий круг обязанностей, — поясняет эксперт. — Также это может способствовать профессиональному росту. Расширение навыков повышает шанс на трудоустройство в престижные медицинские центры или амбулатории, где приветствуются специалисты с разносторонними навыками".

Системный подход

По мнению Виталины Левашовой, нововведение потребует кардинального пересмотра образовательных программ. Впрочем, они и без того постоянно подвергаются критике за то, что давно устарели и не соответствуют требованиям современной клинической медицины.
"Все подобные нововведения направлены прежде всего на повышение качества оказания медицинской помощи посредством совершенствования компетенций медсестёр. Конечно, медицинская сестра, освоившая две специальности, является более компетентным сотрудником. Но только в том случае, если программа была современной, преподаватели ― профессиональными, а сам специалист заинтересован в получении знаний", — подчёркивает Виталина Левашова.
Она согласна, что если при корректировке учебных программ будет продемонстрирован системный подход, это даёт надежду на изменение ситуации как в образовании, так и на рынке труда. Ведь сегодняшний дефицит кадров является не только количественным, но и качественным, а значит, влияние на компетентность сотрудников сможет изменить ситуацию в целом.
Однако существует риск, что введение новых образовательных стандартов неизбежно приведёт к удлинению периода обучения. По прогнозам специалистов, на изучение второй специальности будет выделено не менее 400 часов. А это значит, что молодые специалисты значительно позднее выйдут на рынок труда.
Статистика же показывает, что кадровый голод в российском здравоохранении меньше не становится. По данным Минздрава РФ за 2023 год, в России не хватает 63 тыс. акушерок, медицинских сестёр и медбратьев, а также фельдшеров разной специализации. При таком состоянии дел на решение кадровой проблемы в отношении среднего медицинского персонала может потребоваться не менее 4–5 лет.