Получение второй специальности может стать обязательным для студентов российских медицинских колледжей.
В Минздраве задумались о том, чтобы расширить компетенции выпускников медицинских колледжей. Для этого им придётся получать во время обучения не одну, а две специальности.
По информации онлайн–портала для российских врачей "Медвестник.ру", о такой инициативе рассказал министр здравоохранения Михаил Мурашко на совещании во Всероссийском учебном научно–методическом центре (ВУНМЦ) Минздрава по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию.
Пока что всё находится на уровне идеи и не оформлено в виде конкретных документов. Но вполне возможно, что новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) будут оформлены уже в 2025 году.
Расширить горизонты
Опрошенные "ДП" эксперты в целом положительно отнеслись к предлагаемой новации. Основатель и директор Высшей медицинской школы Виталина Левашова считает, что введение в обязательном порядке второй специальности должно мотивировать студентов медицинских колледжей к расширению горизонта профессиональной деятельности уже во время обучения.
“
"Будущие медсёстры и фельдшеры часто работают в условиях, где требуется широкий спектр навыков: от базовой диагностики до оказания первой помощи. Введение второй специальности позволит выпускникам адаптироваться к широкому кругу задач, которые они могут встретить на практике, и сделает их более востребованными", — соглашается собственник консалтингового агентства Appel.med Александра Аппель.
Основатель и научный руководитель сети клиник иммунореабилитации, адаптационной и превентивной медицины Grand Clinic Ольга Шуппо также считает, что инициативу Минздрава РФ можно только приветствовать.
"Соискатели получат больше возможностей для реализации, расширения опыта в разных медицинских сферах, а клиники — более квалифицированные кадры. У меня как работодателя к таким соискателям–универсалам интерес точно будет выше. Поскольку, к примеру, медсестра может работать одновременно в процедурном кабинете и в физиотерапии", — подчёркивает она.
Карьерные преимущества
Однако некоторые специалисты относятся к идее Минздрава с известной долей скептицизма.
"Любая новая обязанность должна быть обоснована, — комментирует основатель мобильного приложения “Справочник врача” Константин Хоманов. — Здесь обоснование ясное — необходимо закрыть дефицит кадров, оптимизировать расходы, связанные с оплатой труда, попросту сэкономить. Ведь работодатель не станет платить две полноценные зарплаты одному человеку, работающему на две специальности. Выгоднее платить одному человеку за большее количество обязанностей условную ставку с четвертью, чем взять на эти же условия троих человек и обеспечить им три полноценные зарплаты. На мой взгляд, эта инициатива выгодна работодателю больше, чем работнику".
Эксперт отмечает, что рынок медицинского труда управляем. И если работодателя обязать брать на работу только тех, кто имеет две специальности, то остальные станут попросту неконкурентоспособными.
Кроме того, у него есть сомнения в том, что навязанная вторая специальность (особенно если студентам не дадут возможности выбирать её самостоятельно или выбор будет ограниченным) даст какие–то преимущества для пациентов. В итоге, по мнению Константина Хоманова, есть вероятность получить "недоспециалиста" в двойном размере.
Тем не менее эксперт видит в инициативе и возможные плюсы для самих учащихся медицинских колледжей. "Имея две специальности, в дальнейшем можно сконцентрироваться на одной из них без дополнительных затрат на переобучение. Выпускникам будет проще найти место работы — не по одной специальности, так по другой. Карьерный трек медработника вряд ли можно назвать непредсказуемым, и чем больше исходно умеет человек, тем больше дорог для него открыто", — признаёт Константин Хоманов.
Александра Аппель также считает, что наличие второй специальности даёт будущим медсёстрам и фельдшерам дополнительные инструменты для карьерного роста.
“
"Если студент получает квалификацию в смежной области — например, в физиотерапии или в диетологии, — это позволяет ему предоставлять более комплексную помощь и выполнять более широкий круг обязанностей, — поясняет эксперт. — Также это может способствовать профессиональному росту. Расширение навыков повышает шанс на трудоустройство в престижные медицинские центры или амбулатории, где приветствуются специалисты с разносторонними навыками".
Системный подход
По мнению Виталины Левашовой, нововведение потребует кардинального пересмотра образовательных программ. Впрочем, они и без того постоянно подвергаются критике за то, что давно устарели и не соответствуют требованиям современной клинической медицины.
“
"Все подобные нововведения направлены прежде всего на повышение качества оказания медицинской помощи посредством совершенствования компетенций медсестёр. Конечно, медицинская сестра, освоившая две специальности, является более компетентным сотрудником. Но только в том случае, если программа была современной, преподаватели ― профессиональными, а сам специалист заинтересован в получении знаний", — подчёркивает Виталина Левашова.
Она согласна, что если при корректировке учебных программ будет продемонстрирован системный подход, это даёт надежду на изменение ситуации как в образовании, так и на рынке труда. Ведь сегодняшний дефицит кадров является не только количественным, но и качественным, а значит, влияние на компетентность сотрудников сможет изменить ситуацию в целом.
Однако существует риск, что введение новых образовательных стандартов неизбежно приведёт к удлинению периода обучения. По прогнозам специалистов, на изучение второй специальности будет выделено не менее 400 часов. А это значит, что молодые специалисты значительно позднее выйдут на рынок труда.
Статистика же показывает, что кадровый голод в российском здравоохранении меньше не становится. По данным Минздрава РФ за 2023 год, в России не хватает 63 тыс. акушерок, медицинских сестёр и медбратьев, а также фельдшеров разной специализации. При таком состоянии дел на решение кадровой проблемы в отношении среднего медицинского персонала может потребоваться не менее 4–5 лет.