Спрос на экскурсии по рекам и каналам Петербурга побил все рекорды

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Экскурсии по рекам и каналам Петербурга становятся всё популярнее, судя по результатам навигации 2024 года. Власти хотят сделать отрасль более экологичной и призывают остерегаться пиратов.

В пятницу, 15 ноября, закончился сезон навигации маломерных судов на реках и каналах Петербурга, который продолжался 214 дней. В 2023 году водные пути были открыты для катеров и прогулочных судов 211 дней. При этом крупные суда продолжат курсировать по Неве до начала ледостава на реке. Последняя разводка мостов в этом году ориентировочно состоится в ночь с 29 на 30 ноября.
По предварительной оценке, пассажиропоток по воде в этом году достиг 3,8 млн человек — на 2,7% выше в сравнении с прошлым сезоном (3,7 млн). Финальные цифры могут оказаться ещё выше, рассказал "ДП" президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт–Петербурга Владимир Родионов. По его словам, за исключением "ковидных" 2020–2021 годов, пассажиропоток на внутренних водных путях города рос практически постоянно, но особо интенсивное увеличение началось в последние годы.
"В 2018−2019 годах мы не дотягивали даже до 3 млн, несмотря на то что в 2018–м проходил чемпионат мира по футболу, да и 2019–й был сравнительно удачным. А после пандемии, в 2022–м, за счёт в первую очередь притока отечественных туристов резко пошёл рост, и мы перешагнули планку 3 млн пассажиров. А 2022–2023 годы были примерно одинаковые — около 3,7 млн пассажиров. В этом году, я думаю, с 99%–ной вероятностью мы достигнем 4 млн", — прогнозирует эксперт. В целом, отмечает он, число пассажиров прямо зависит от количества туристов, посещающих Петербург.
Основной поток пассажиров пришёлся на экскурсионно–прогулочные направления — около 2,5 млн человек. Ещё 1,3 млн петербуржцев и гостей города воспользовались транспортными маршрутами на скоростных судах — до Кронштадта, Петергофа, крепости Орешек.
Всего на реках и каналах Петербурга насчитывается 123 причала, из них 20 принадлежат городским властям. Последним открыли причал у Музея Фаберже, обновляют инфраструктуру у Летнего сада и Адмиралтейства. Также под управление Смольного в этом году перешёл причал "Летняя пристань" в Кронштадте. Его обследуют, при необходимости реконструируют, и со следующего года он сможет работать под управлением города, принимая обычные и скоростные суда, рассказал замдиректора СПб ГКУ "Агентство внешнего транспорта" Дмитрий Куклин.
Наличие водной инфраструктуры оказывает положительное влияние на экономику города. "Причалы по своей сути направлены на все категории судов, в том числе и на частные. Они дают возможность компаниям, даже не имея собственной инфраструктуры, работать и пополнять бюджет города", — объясняет Дмитрий Куклин.
В первом приближении сегодняшний оборот рынка водных прогулок можно оценить примерно в 3,5–4 млрд рублей — исходя из соображений, что усреднённый пассажир платит за билет примерно 1 тыс. рублей. Вероятно, эта сумма не слишком далека от реальности. Как обратила внимание "Фонтанка", 63 зарегистрированные в Петербурге компании, предоставляющие услуги водного пассажирского транспорта, по итогам 2023 года показали суммарную выручку 3,5 млрд рублей. Совокупная чистая прибыль всех игроков — 588 млн.

Есть к чему стремиться

С точки зрения сотрудничества между городскими властями и перевозчиками нынешняя система функционирует довольно эффективно, полагает доцент кафедры управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса Президентской академии в Санкт–Петербурге Эдуард Каменских.
"В рамках совместных усилий туристического сектора и правительства ежегодно вводятся новые маршруты, а существующие совершенствуются. Например, такие маршруты, как Петропавловская крепость — Адмиралтейство, увеличили количество пассажиров. В то же время сохраняется доступность маршрутов для жителей и гостей города за счёт гибкой ценовой политики, что делает водные прогулки привлекательными как для индивидуального и массового туриста, так и для премиального сегмента", — говорит он.
Тем не менее, считает эксперт, отрасли следует больше фокусироваться на экологической устойчивости, мерах безопасности и перспективах введения круглогодичной навигации — по крайней мере в пределах центральных районов Петербурга.
В Агентстве внешнего транспорта настаивают, что "озеленение" — уже один из трендов, которому следуют речные перевозки. Суда с двигателями внутреннего сгорания негативно влияют на экологию — особенно это заметно в центре города, поэтому в Петербурге хотят внедрить суда на электрической тяге. Сейчас в городе есть только одна зарядная станция для электросудов мощностью 150 кВт — на причале "Мытнинская набережная". В следующем году аналогичный объект откроют на причале "Южная дорога", а также начнут проектирование зарядного хаба на 450 кВт на Арсенальной набережной у Финляндского вокзала.
К тренду подтягиваются и перевозчики — "ВодоходЪ" в следующем году планирует запустить прогулки на гибридном электродизельном судне "Москва 2.0".
Как отмечает Владимир Родионов, перевозчики постоянно занимаются обновлением собственного флота — исключением стал только период пандемии коронавируса.

Пираты Балтийского моря

Однако в отрасли есть и проблемы. Капитан Волго–Балтийского бассейна внутренних водных путей администрации "Волго–Балт" Даниил Гладков обращает внимание на пиратов — перевозчиков, обслуживающих пассажиров на внутренних водных путях без соответствующих разрешений.
"Разница в том, что судовладельцы с лицензиями и всеми документами страхуют жизнь и здоровье пассажира на 2 млн рублей. Соответственно, если вы пользуетесь услугами пирата и что–то произойдёт, никакой страховки у вас не будет", — предупреждает он.