Петербургский производитель задолжал крупную сумму "дочке" Liebherr из Германии

Автор фото: zaosmm.ru

Крупнейший в России производитель портальных кранов — петербургское ЗАО "СММ" должно российской "дочке" германского Liebherr почти 1 млн евро за неоплату оборудования

Попытка петербургской компании оправдать неисполнение обязательств невозможностью обслуживать германское оборудование из–за санкций Евросоюза рассыпалась в суде 15 ноября — контракт подписан после введения первого пакета санкций.

Уникальные, но бесполезные

Контракт о покупке узлов для портальных кранов ЗАО "СММ" и ООО "Либхерр–Русланд" подписали в декабре 2020 года. "Либхерр" обязался поставить петербургской компании четыре опорно–поворотных устройства, по три лебёдочные станции и гидравлических цилиндра и шесть редукторов — всего на 1,6 млн евро. В апреле 2022 года ЗАО "СММ" благополучно получило оборудование, но не расплатилось — на момент обращения "Либхерра" в Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области в этом мае долг составлял 0,8 млн евро плюс 78 тыс. евро неустойки. По условиям контракта СММ должно было расплатиться целиком к концу августа 2023 года.
СММ не только не заплатило, но и потребовало расторгнуть контракт, взыскать с немецкого партнёра 0,4 млн евро аванса, а поставленное оборудование забрать обратно.
"Товары являются уникальными… не продаются в России… при наступлении гарантийного случая либо при… сервисном обслуживании ООО “Либхерр–Русланд” не сможет выполнить свои обязательства… из–за действующих санкционных ограничений, сервисные центры в России отсутствуют… ЗАО “СММ” не имеет возможности в полной мере воспользоваться поставленным товаром, так как не сможет обеспечить перед третьими лицами аналогичные гарантийные и сервисные обязательства либо в случае их исполнения понесёт огромные денежные затраты и убытки… Данные обстоятельства относятся к существенным нарушениям условий договора и являются основанием для его расторжения и возврата товара", — заявил представитель СММ в суде.
А ещё СММ не устроило отсутствие каталогов запчастей на русском языке, которые "Либхерр" обязался предоставить не позднее июня 2022 года. Это лишает СММ возможности приобрести необходимые запчасти самостоятельно, заявили в суде представители компании.

Долго думали

Арбитраж разбил аргументы СММ в пух и прах. Петербургская компания ссылалась на международные санкции, прежде всего на решение Совета Евросоюза от 31 июля 2014 "Об ограничительных мерах в связи с действиями России, дестабилизирующими ситуацию в Украине". И получила жёсткую отповедь от судьи Натальи Ларионовой, указавшей представителям СММ, что контракт с "Либхерром" подписан спустя более 6 лет после вынесения Советом Евросоюза первого санкционного решения.
Не впечатлило судью и отсутствие русскоязычных каталогов — ведь представители СММ вспомнили о них спустя 2 года после поставки оборудования.
"Товар передан ответчику в 2022 году, ответчик владеет товаром в течение 2 лет, доказательств назначения в разумный срок поставщику срока передачи… каталогов сменно–запасных частей, невозможности или затруднительности использования товара по назначению без соответствующих документов не представлено", — написано в мотивировочной части опубликованного 15 ноября судебного решения.
СММ предстоит оспорить его в апелляционном суде или выплатить "Либхерру" 0,9 млн евро долга со штрафными санкциями.
Генеральные директора ЗАО "СММ" Олег Титберия и ООО "Либхерр–Русланд" Бернхард Шенк на момент публикации на предложение о комментарии не отреагировали.

От Находки до Усть–Луги

СММ — один из крупнейших в России производителей кранов, которые в основном используются на портовых терминалах и морских судах.
В 2024 году ЗАО "СММ" поставило четыре портальных крана серий "Аист" и "Витязь" на терминал Lugaport холдинга "Новотранс" в порту Усть–Луга; завершило испытания трёх специальных офшорных кранов "С 750" собственного производства (предназначены для эксплуатации на ледостойких стационарных платформах) и доставило партию крупногабаритных металлоконструкций портального крана "Витязь" в Находкинский морской торговый порт.
ЗАО "СММ" позиционирует себя как управляющую компанию бизнес–группы, в которую входят кроме неё ООО "СММ–Тяжмаш" и ООО "СММ–Электро".
"СММ–Тяжмаш" — производственный комплекс, специализирующийся на изготовлении металлоконструкций и тяжёлого грузоподъёмного оборудования. Располагается в Сосновом Бору, включён в Региональный перечень системообразующих предприятий Ленобласти.
"СММ–Электро" специализируется на проектировании, изготовлении, монтаже и сервисном обслуживании автоматизированных систем управления электроприводами, устройств распределения электроэнергии и гидравлических систем. Производственный комплекс компании располагается в Шушарах. В 2020 году группа "СММ" включена в перечень системообразующих предприятий Минпромторга. Ни одна из компаний группы не публикует в СПАРК свои финансовые результаты.

Производитель не на 100%

Партнёр юридической практики консалтинговой компании "Альтхаус" Александр Арбузов считает, что очень многое зависит от условий договора и конкретных обстоятельств взаимоотношений с поставщиком (например, заявлялись ли претензии).
"В данном случае ЗАО “СММ” вряд ли может рассчитывать на полное расторжение договора и возврат товара обратно поставщику, после того как он передан 2 года назад. Скорее, речь может идти о взыскании убытков с поставщика в связи с неполным исполнением обязательств в виде сервиса, документации на русском языке и пр. В целом, отмечу, покупатель пошёл на определённый риск, заключив данный договор в нынешние непростые времена", — говорит юрист.
Исполнительный директор ООО "Северное море" (судостроительная компания из Ленинградской области) Елена Майданова полагает, что для крупнейшего в России производителя портальных кранов отсутствие гарантийных обязательств не может быть проблемой.
"Крупный производитель всегда может взять такие риски на себя и спокойно обеспечить работу. Налицо ситуация, когда фактически в России снова делаются только металлоконструкции, а основные узлы используются импортные. Я бы не стала на месте руководства ЗАО “СММ” называть себя полноценным производителем при такой работе. Полагаю, поставка “Либхерра” не прошла под требования 719–го постановления правительства о продукции российского происхождения. Плюс новые логистические цепочки подсказали более дешёвые пути в Китае. А ещё заказчики стали лояльнее смотреть на китайскую продукцию. Ещё 5 лет назад все бы требовали поставку комплектующих от именитых производителей, таких как “Либхерр”. Сегодня и не “Либхерр” нормально воспринимается, если работает адекватно", — полагает руководитель "Северного моря".
Досье:
Непубличное акционерное общество "СММ" зарегистрировано в Петербурге в 2002 году. Компания не раскрывает своих владельцев и финансовые результаты и имеет одну стопроцентную "дочку" — ООО "СММ–Тяжмаш". Профиль деятельности ЗАО "СММ" — "производство прочих подъёмных кранов". Компанию возглавляет Олег Титберия, которого в бизнес–сообществе называют её основным акционером.