Сборы с интернет–рекламы на российское ПО могут составить 13 млрд рублей

Разработку отечественного софта профинансируют за счёт рекламы в интернете

Новый сбор за размещение интернет–рекламы собираются направить на поддержку разработки отечественного софта. "ДП" опросил экспертов, сможет ли это всерьёз помочь индустрии и где эти деньги пригодились бы больше.

На неделе стали известны подробности инициативы о взимании нового обязательного сбора с рекламораспространителей. По сообщениям СМИ, уже в 2025 году они должны будут отдавать 3% ежеквартальных доходов, полученных с интернет–рекламы.
При этом, по данным РБК, власти избрали довольно неочевидный способ для внесения соответствующих поправок в закон "О рекламе". Их собираются провести во втором чтении законопроекта № 600974–8, который изначально касался исключительно уточнения правил рекламирования финансовых услуг, прежде всего кредитов. Первое чтение состоялось ещё в конце августа, и тогда никаких упоминаний о новых сборах в нём не содержалось.
Полного текста новых поправок в открытых источниках пока что нет. Но, по информации СМИ, получивших к ним доступ, собранные таким образом средства предполагается пустить на реализацию нацпроекта "Экономика данных" для поддержки разработчиков софта из реестра российского программного обеспечения (ПО) и информационных ресурсов. О каких именно разработчиках, направлениях ПО и ресурсах идёт речь, остаётся неясным. В Минцифры, куда "ДП" обратился с вопросами, отказались от комментариев.
Согласно подсчётам Ассоциации коммуникационных агентств России, объём отечественного рынка интернет–рекламы за первое полугодие 2024 года составил около 215 млрд рублей. Таким образом, 3% годового объёма может составить примерно 13 млрд рублей. Сумма не такая большая с точки зрения общих оборотов на рынке разработки ПО. Эксперты расходятся в оценках того, на что можно было бы потратить эти деньги, чтобы они реально принесли пользу отрасли.
"Лучшим способом их потратить будет финансирование экспорта российских продуктов за границу. Другие варианты могут привести к негативным последствиям и создать своеобразный “АвтоВАЗ в IT–сфере”. В России необходимы конкурентоспособные на внешних рынках софтверные продукты. С моей точки зрения, это единственный верный показатель качества российского продукта", — считает основатель корпорации ITG и технопарка "ИТ Парк РУС" Дмитрий Гачко.
Он напоминает, что в российские продуктовые компании уже влито много средств и сейчас они демонстрируют рекордные доходы по сравнению с предыдущими периодами. Именно поэтому IT–компаниям необходимо форсировать экспортный потенциал.
"Когда закончится процесс “захвата” российского рынка, который освободился после ухода западных вендоров, у нас будет либо провал и кризис в отрасли, либо, при правильном распределении этих средств, мы сможем выполнить задачу экспортозамещения", — предупреждает эксперт.
Сооснователь студии разработки "Куки.рф" Никита Кораблинов тоже говорит о том, что стоит вложиться в развитие имеющихся проектов и выход на иностранные рынки, в первую очередь стран — участниц БРИКС. Также он считает, что дополнительные средства позволят ускорить разработку и внедрение инновационных продуктов, поддержать малые и средние предприятия в сфере IT. Особенно это скажется на молодых стартапах.

Машины, пароходы, заводы

Вполне вероятно, что средства будут направлены на цифровизацию критически важной инфраструктуры.
"Электронные полисы, ИНН, не за горами уже и паспорта. Цифровизация здравоохранения, возможная интеграция туда ИИ. Для граждан РФ сейчас больше всего актуален вопрос собственных наработок в области машиностроения и самолётостроения. Нам необходимо инвестировать деньги в собственное ПО для транспорта. Начиная от автомобиля для обычного гражданина, заканчивая ПО для военных нужд, например БПЛА или же средств для ПВО", — рассуждает Кораблинов.
Фокус должен быть на развитии и внедрении инженерного программного обеспечения, уверен директор по продуктам SL Soft (ГК Softline) Евгений Фенюшин.
"Это наукоёмкое и ресурсоёмкое направление. Необходимы фокусные инвестиции в поддержку разработки, формирования спроса и внедрений. Интересным было бы субсидированное использование оборудования для разработки и обучения моделей ИИ", — говорит он.
Директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы "Ракета" Дарья Зубрицкая отмечает, что сейчас востребованы операционные системы, системы администрирования, а также пользовательский софт: магазины приложений, офисные программы.

Капля в море

Основатель IT–компании Tiqum Юрий Гизатуллин считает, что государство не может на 100% понимать рынок и заранее планировать какие–то разработки. "Госуслуги сделали — и отлично. Дальше рынок должен сам развиваться. Но для этого нужна среда. Поэтому любые дополнительные инвестиции я бы направлял именно на развитие плодотворной среды: акселерационные программы, IT–парки, субсидии разработчикам и прочее", — поясняет он.
Он подтверждает, что 13 млрд рублей — это ничтожно малая сумма. Крупные IT–решения строятся на исследованиях, на которые нужны большие ресурсы.
"Конкуренцию за лучшую электронику и чипы мы уже не выиграем, а вот софтверно можем стать лидерами. Поэтому финансировать можно и нужно. На 2024 год на развитие IT было выделено 277 млрд рублей — это всего $3 млрд. Тогда как одна компания Apple тратит в год в 10 раз больше — $30 млрд (по данным Stocklytics). Поэтому наша отрасль недофинансирована катастрофически", — подчёркивает эксперт.
В России существует несколько ключевых направлений, требующих особого внимания и государственной поддержки. Одним из таких направлений является кибербезопасность, считает директор по продукту "МойОфис" Анна Потапова. "В условиях роста киберугроз и атак на объекты критической инфраструктуры софт для защиты данных и систем становится особенно востребованным. Не менее важными являются облачные технологии", — говорит она.
За прошлый год рынок ПО вырос на 15%, и сейчас большинство компаний озаботились вопросом импортозамещения, добавляет директор по развитию в Touch Instinct Вячеслав Лобозов. Разработка — одна из самых востребованных услуг на рынке.
"Нужны инвестиции в IТ–кадры, создание новых акселераторов, образовательных программ и центров повышения квалификации. Создание среды для развития инноваций и прорывных разработок. В этом поможет финансирование стартапов, перспективных проектов и компаний, которые создают технологии для всего рынка", — перечисляет эксперт.

Не забудьте про "железо"

Некоторые представители отрасли считают, что деньги нужно выделять не на развитие софта, а на софтверное оборудование.
"Купить серверы не представляет такой большой проблемы, как их размещение. Во многих регионах заканчиваются стойки в центрах обработки данных, а строительство новых при высокой ключевой ставке запаздывает. Это требует одномоментных крупных вложений и поддержки со стороны государства", — говорит заместитель генерального директора "Комфортела" Татьяна Пыч.
По мнению руководителя департамента информационных технологий "ОБИТ" Кирилла Тимофеева, часть этих средств стоит направить на развитие аппаратной базы. Собственное производство "железа" в России развивается медленно из–за санкций и нехватки технологий. Но без него никакое ПО не будет работать.
"Инвестиции в оборудование сложнее и дороже, но именно они критически важны для достижения технологической независимости. Ещё одно уязвимое место в отрасли — это кадры и компетенции", — обращает он внимание.

Снова в тень

Пока представители IT–отрасли мечтают о том, куда бы потратить ещё не собранные деньги, в рекламной сфере царят совсем другие настроения.
"Пока потенциальные нововведения звучат хаотично и явно требуют разъяснений юристами и законотворцами. Так уже было, когда внедрялась маркировка, когда вводились законы о регистрации блогеров и так далее. Я застала времена, когда в связи с НДС подорожала реклама в контекстных системах. Это было больно для рынка, но просто пришлось принять данность", — говорит основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская.
Она допускает, что часть рекламодателей, которые только–только начали что–то маркировать, снова уйдут в тень. Реклама в небольших каналах станет нативнее и изобретательнее. Реклама в интернете и так уже давно недешёвая. Но альтернатив для неё нет, так как это для многих ключевой и при этом измеримый инструмент.
В первую очередь пострадают малый и средний бизнес, считает маркетолог, бизнес–консультант и автор проекта Oganov.Consulting Максим Оганов. Предпринимателям, которые и так ограничены в бюджетах, будет сложнее размещать цифровую рекламу из–за роста цен. Мелкие блогеры ощутят снижение доходов — особенно те, кто в основном зарабатывает через партнёрские программы и прямую рекламу.
Для крупных корпораций нововведение не станет катастрофой. Но всё равно их затраты вырастут и часть этих расходов компании переложат на конечных потребителей. Также рост стоимости рекламных инструментов, скорее всего, сократит объём размещений. Это в свою очередь повлияет на доходы платформ и снизит спрос на услуги специалистов в области рекламы.
"Надо отметить, что у нового закона есть и плюсы. Он поспособствует долгосрочному росту технологического сектора. И всё же увеличение расходов на рекламу кажется большим риском. Это приведёт к удорожанию товаров, усилит давление на малый бизнес и другие сегменты рынка", — заключает Оганов.
Скорее всего, рынок адаптируется и к этим изменениям, но главным образом это скажется на росте цен. Сейчас агенты платят налог с прибыли. А рекламодатели платят комиссии агентствам, сервисам. В данном случае можно говорить о неком двойном налогообложении. Тем более пока непонятно, как это будет работать, если одна рекламная кампания размещается на разных площадках (например, на "Яндекс" и VK). Будет это двойная оплата или нет? Как вообще это будет считаться? Как бы банально ни звучало, но в первую очередь пострадает потребитель. Так как, скорее всего, новый сбор повлияет на цену конечного продукта, в который заложены маркетинговые бюджеты. Также пострадает малый бизнес, так как конкурировать с большими игроками ему станет сложнее. Раньше digital был для малого бизнеса лёгкой и низкозатратной точкой входа для размещения рекламы. Но теперь, если размещение рекламы на двух–трёх площадках будет добавлять 15% к бюджету, ситуация станет совсем иной. Блогеров это коснётся в наименьшей степени, потому что они просто поднимут цену на рекламу, включив отчисления в стоимость услуг. В целом же каких–либо плюсов от нововведения для рекламной индустрии я не вижу.
Владимир Бурштейн
директор по стратегическому развитию брендингового агентства iBuro20/80
Под формальное определение могут попасть все лица, распространяющие рекламу в интернете, включая СМИ, блогеров, онлайн–школы, телеграм–каналы и чаты. Думаю, будет отсечка по объёму аудитории, чтобы отделить совсем уж маленькие частные каналы от реально монетизируемых. Важно, каков будет численный показатель этой отсечки — это может быть 1 тыс. подписчиков, а может и 10 тыс. Учитывая, что это пока законопроект, на него можно было бы повлиять, участвуя в GR–работе. Однако, к сожалению, у ряда отраслей российского бизнеса эта функция хромает. Поэтому его представители слабо влияют на законотворчество. Возможно, на эту инициативу как–то повлияет РАЭК или другие подобные отраслевые ассоциации. Ведь они должны участвовать в работе по урегулированию отрасли электронных коммуникаций.
Павел Катков
основатель юридической компании Future Legal
Сборы будут выплачивать рекламораспространители и операторы рекламных систем (ОРС). ОРС — это "Яндекс", VK и подобные рекламные сервисы. А вот рекламораспространители — это вообще кто угодно. Закон также возлагает обязанность по выплате на рекламодателя — для тех случаев, когда иностранное лицо распространяет рекламу, направленную на российскую аудиторию. Но нужно понимать, что итогового текста закона у нас пока что нет. Остаётся надежда, что в него ещё будут внесены изменения.
Максим Али
партнёр юридической фирмы Comply
Термин "рекламораспространитель" в законодательстве сформулирован максимально широко. Это могут быть СМИ (в том числе интернет–медиа, сетевые издания), блогеры, владельцы различных сайтов, поисковики, агрегаторы новостей. Таким образом, новый сбор за распространение интернет–рекламы может затронуть максимально широкое количество субъектов правоотношений. В том числе всех владельцев интернет–сайтов, размещающих на своих ресурсах рекламу и получающих от неё доход.
Светлана Гузь
адвокат, управляющий партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business