Новый сбор за размещение интернет–рекламы собираются направить на поддержку разработки отечественного софта. "ДП" опросил экспертов, сможет ли это всерьёз помочь индустрии и где эти деньги пригодились бы больше.
На неделе стали известны подробности инициативы о взимании нового обязательного сбора с рекламораспространителей. По сообщениям СМИ, уже в 2025 году они должны будут отдавать 3% ежеквартальных доходов, полученных с интернет–рекламы.
При этом, по данным РБК, власти избрали довольно неочевидный способ для внесения соответствующих поправок в закон "О рекламе". Их собираются провести во втором чтении законопроекта № 600974–8, который изначально касался исключительно уточнения правил рекламирования финансовых услуг, прежде всего кредитов. Первое чтение состоялось ещё в конце августа, и тогда никаких упоминаний о новых сборах в нём не содержалось.
Полного текста новых поправок в открытых источниках пока что нет. Но, по информации СМИ, получивших к ним доступ, собранные таким образом средства предполагается пустить на реализацию нацпроекта "Экономика данных" для поддержки разработчиков софта из реестра российского программного обеспечения (ПО) и информационных ресурсов. О каких именно разработчиках, направлениях ПО и ресурсах идёт речь, остаётся неясным. В Минцифры, куда "ДП" обратился с вопросами, отказались от комментариев.
Экспансия за рубеж
Согласно подсчётам Ассоциации коммуникационных агентств России, объём отечественного рынка интернет–рекламы за первое полугодие 2024 года составил около 215 млрд рублей. Таким образом, 3% годового объёма может составить примерно 13 млрд рублей. Сумма не такая большая с точки зрения общих оборотов на рынке разработки ПО. Эксперты расходятся в оценках того, на что можно было бы потратить эти деньги, чтобы они реально принесли пользу отрасли.
“
"Лучшим способом их потратить будет финансирование экспорта российских продуктов за границу. Другие варианты могут привести к негативным последствиям и создать своеобразный “АвтоВАЗ в IT–сфере”. В России необходимы конкурентоспособные на внешних рынках софтверные продукты. С моей точки зрения, это единственный верный показатель качества российского продукта", — считает основатель корпорации ITG и технопарка "ИТ Парк РУС" Дмитрий Гачко.
Он напоминает, что в российские продуктовые компании уже влито много средств и сейчас они демонстрируют рекордные доходы по сравнению с предыдущими периодами. Именно поэтому IT–компаниям необходимо форсировать экспортный потенциал.
"Когда закончится процесс “захвата” российского рынка, который освободился после ухода западных вендоров, у нас будет либо провал и кризис в отрасли, либо, при правильном распределении этих средств, мы сможем выполнить задачу экспортозамещения", — предупреждает эксперт.
Сооснователь студии разработки "Куки.рф" Никита Кораблинов тоже говорит о том, что стоит вложиться в развитие имеющихся проектов и выход на иностранные рынки, в первую очередь стран — участниц БРИКС. Также он считает, что дополнительные средства позволят ускорить разработку и внедрение инновационных продуктов, поддержать малые и средние предприятия в сфере IT. Особенно это скажется на молодых стартапах.
Машины, пароходы, заводы
Вполне вероятно, что средства будут направлены на цифровизацию критически важной инфраструктуры.
"Электронные полисы, ИНН, не за горами уже и паспорта. Цифровизация здравоохранения, возможная интеграция туда ИИ. Для граждан РФ сейчас больше всего актуален вопрос собственных наработок в области машиностроения и самолётостроения. Нам необходимо инвестировать деньги в собственное ПО для транспорта. Начиная от автомобиля для обычного гражданина, заканчивая ПО для военных нужд, например БПЛА или же средств для ПВО", — рассуждает Кораблинов.
Фокус должен быть на развитии и внедрении инженерного программного обеспечения, уверен директор по продуктам SL Soft (ГК Softline) Евгений Фенюшин.
"Это наукоёмкое и ресурсоёмкое направление. Необходимы фокусные инвестиции в поддержку разработки, формирования спроса и внедрений. Интересным было бы субсидированное использование оборудования для разработки и обучения моделей ИИ", — говорит он.
Директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы "Ракета" Дарья Зубрицкая отмечает, что сейчас востребованы операционные системы, системы администрирования, а также пользовательский софт: магазины приложений, офисные программы.
Капля в море
Основатель IT–компании Tiqum Юрий Гизатуллин считает, что государство не может на 100% понимать рынок и заранее планировать какие–то разработки. "Госуслуги сделали — и отлично. Дальше рынок должен сам развиваться. Но для этого нужна среда. Поэтому любые дополнительные инвестиции я бы направлял именно на развитие плодотворной среды: акселерационные программы, IT–парки, субсидии разработчикам и прочее", — поясняет он.
Он подтверждает, что 13 млрд рублей — это ничтожно малая сумма. Крупные IT–решения строятся на исследованиях, на которые нужны большие ресурсы.
"Конкуренцию за лучшую электронику и чипы мы уже не выиграем, а вот софтверно можем стать лидерами. Поэтому финансировать можно и нужно. На 2024 год на развитие IT было выделено 277 млрд рублей — это всего $3 млрд. Тогда как одна компания Apple тратит в год в 10 раз больше — $30 млрд (по данным Stocklytics). Поэтому наша отрасль недофинансирована катастрофически", — подчёркивает эксперт.
В России существует несколько ключевых направлений, требующих особого внимания и государственной поддержки. Одним из таких направлений является кибербезопасность, считает директор по продукту "МойОфис" Анна Потапова. "В условиях роста киберугроз и атак на объекты критической инфраструктуры софт для защиты данных и систем становится особенно востребованным. Не менее важными являются облачные технологии", — говорит она.
За прошлый год рынок ПО вырос на 15%, и сейчас большинство компаний озаботились вопросом импортозамещения, добавляет директор по развитию в Touch Instinct Вячеслав Лобозов. Разработка — одна из самых востребованных услуг на рынке.
"Нужны инвестиции в IТ–кадры, создание новых акселераторов, образовательных программ и центров повышения квалификации. Создание среды для развития инноваций и прорывных разработок. В этом поможет финансирование стартапов, перспективных проектов и компаний, которые создают технологии для всего рынка", — перечисляет эксперт.