Темпы роста крупнейших франчайзинговых продуктовых сетей в первом полугодии слегка замедлились. Эксперты считают, что почти все хорошие места для магазинов уже заняты.
В первом полугодии 2024 года суммарная выручка девяти крупнейших франчайзинговых продуктовых сетей России выросла на 12,6% относительно аналогичного периода 2023 года и достигла 148,9 млрд рублей, подсчитали в аналитической компании INFOLine. При этом динамика увеличения количества магазинов составила +11%. В прошлом году сети развивались активнее — за то же время рост выручки и численности торговых объектов доходил до 18%.
Сладкое лидерство
Глава агентства "INFOLine–Аналитика" Михаил Бурмистров считает, что замедление связано с "эффектом растущей базы". К тому же в нынешнем году всё больше франчайзи заключают контракты с новым перспективным проектом X5 Group — сетью магазинов у дома "Около". В рейтинг за полугодие эта сеть не попала, но могла оттянуть проценты у конкурентов. Вполне возможно, что по результатам всего года "Около" продемонстрирует впечатляющие результаты.
По итогам первого полугодия 2024 года лидерство в топе за собой закрепила сеть "Авокадо", находящаяся под продвижением дистрибьютора продуктов питания "Сладкая жизнь". Выручка магазинов составила 47,5 млрд рублей (+25%), а количество торговых объектов выросло почти до 5,4 тыс. (+11%).
На втором месте также проект от "Сладкой жизни" — Spar, который нарастил выручку на 8,3%, до 41,2 млрд рублей. В данном случае в расчёт не взята мастер–франшиза компании "Спар Миддл Волга", через которую несколько лет назад магазины Eurospar заходили в Петербург. Дело в том, что ООО "Спар Миддл Волга" на 82,66% принадлежит ООО "ГК “Сладкая жизнь”" только с февраля 2024 года. До этого основным собственником был лично Альберт Гусев — создатель и основной собственник "Сладкой жизни". По данным "INFOLine–Аналитики", продажи "Спар Миддл Волги" выросли на 15,3%, до 60 млрд рублей.
Завершает топ–3 сеть продуктовых магазинов "Фасоль", которая является франчайзинговым проектом компании Metro. Выручка составила 26,2 млрд рублей, что по сравнению с первым полугодием 2023 года меньше на 0,3%.
Из других франчайзинговых проектов, которые работают в Петербурге и Ленинградской области, стоит упомянуть "Жизньмарт". Изначально эта екатеринбургская сеть заявляла крайне амбициозные планы, рассчитывая открыть в Петербурге несколько сотен магазинов. Но была вынуждена скорректировать их, и сейчас число точек сети в городе исчисляется единицами. При этом в целом по стране проект "Жизньмарт" рос быстрее других в отчётный период. Число магазинов увеличилось почти в 2,5 раза, до 346 торговых точек, а выручка удвоилась и составила 6,6 млрд рублей. У франшизы "Первым делом" от "Дикси" (около 30 магазинов в Петербурге и области) динамика упала на 49,1%, а выручка — до 5,6 млрд рублей.
Сеть "Малинка" (один магазин в Ленобласти) показала динамику 3,6%, до 3,55 млрд рублей, но физически сократилась на 17 магазинов.
Под крылом гигантов
Эксперт по франчайзингу Марья Кленовская отмечает, что сейчас меняется отношение к бизнесу.
“
"Раньше было принято брать деньги и вкладывать в то, что будет приносить стабильный доход, например в недвижимость. Сейчас люди больше интересуются тем, чтобы деньги работали и приносили ещё большие деньги", — считает она.
Франшиза даёт начинающим предпринимателям больше уверенности, так как в рамках активного, но нестабильного рынка может обеспечить некоторые гарантии. Среди плюсов Марья Кленовская выделяет то, что бренд формируется и масштабируется гораздо быстрее, модель ведения бизнеса понятна и проверена.
В свою очередь, Бурмистров подчёркивает, что дистрибьюторские компании и ретейлеры сейчас активно запускают розничные франшизы для повышения эффективности бизнеса. "За счёт своей закупочной силы они приобретают товары на выгодных условиях и поставляют их своим партнёрам. Делятся с ними компетенциями по управлению магазинами, оказывают маркетинговую поддержку, предоставляют оборудование", — рассказывает эксперт.
Крупнейшие дистрибьюторские компании, такие как "Далимо" и "Сладкая жизнь", стараются предлагать франчайзи выгодные условия, поскольку для них это возможность гарантированного сбыта продукции. Крупнейшие ретейлеры X5 и "Магнит" помимо классической схемы используют обратный франчайзинг — берут на себя операционные процессы, что позволяет лучше регулировать процесс развития сети.
Независимый консультант по ретейлу Михаил Лачугин отмечает, что владельцы сетей стараются помогать франчайзи договориться с поставщиками товаров за счёт собственной закупочной силы. Ведь чем больше бизнес и количество торговых точек, тем проще склонить поставщика к своим условиям и ценовым пожеланиям. Это является основным преимуществом для тех, кто продаёт франшизы. У них есть возможность продемонстрировать, что их бренд известен, пользуется популярностью.
Несмотря на всё это, сложившаяся модель, когда бизнесмену предоставляют проект с готовыми решениями, ассортиментом и промоподдержкой, в большинстве случаев не помогает легко заработать денег, считает Лачугин. "В любом случае это сложный бизнес и взаимоотношения с держателями франшизы далеко не всегда бывают лёгкими. Не каждый игрок, который развивает франшизу в реальности, делает то, что обещает", — подчёркивает эксперт.
В поисках ниши
Независимый эксперт FMCG–рынка Александр Анфиногенов отмечает, что сейчас выйти с предложением франшизы несложно. Трудность заключается в том, чтобы найти покупателя и окупить бизнес. Крупными игроками уже заняты все места с высоким трафиком, где можно работать с хорошим товарооборотом.
Сейчас, по мнению Анфиногенова, на рынке Петербурга есть место только для сетей нового формата. "Для “Вкусвилла”, например, который работает с продуктами другого качества, более высокой цены и с другим предложением для покупателя. Если в этом направлении кто–то будет двигаться, то вполне возможно, что какая–то ниша есть. Но она уже тоже быстро закрывается, потому что федеральные сети очень чутко следят за такими изменениями и меняют свою политику", — рассказывает эксперт.
Такого же мнения придерживается Михаил Лачугин. Эксперт считает, что запуск магазинов с тем же ассортиментом, который предоставляют другие сети, не будет успешным.
Марья Кленовская отмечает, что рынок расширяется и требует появления новых игроков, которые будут стимулировать уже действующие компании развивать более современный тип оказания услуг, затрачивая как можно меньше времени покупателя.
Александр Анфиногенов напоминает, что россияне не привязаны к определённому месту приобретения стандартного набора продуктов. "Если в Европе люди ассоциируют себя с потребителями какой–то конкретной сети, то у нас покупают яйца, хлеб и молоко там, где удобнее. А удобнее может быть либо рядом с домом, либо по пути на работу. Такое изменение потребительского поведения привело к тому, что формат гипермаркетов сейчас умирает", — считает эксперт.