Рынок офлайн–мероприятий в номинальном денежном выражении по итогам 2024 года вырастет на 20% и составит 227 млрд рублей.
На допандемийный уровень индустрия почти вышла ещё в 2023 году (189 млрд рублей). К таким выводам пришли исследователи консалтинговой компании OKS Labs (by Okkam) совместно с сервисами "Яндекс.Афиша", Kassir.ru и "МТС Live".
Отдельно сегмент организации концертов в 2024 году должен превысить допандемийные показатели на 23% и составить 53,5 млрд рублей. Аналитики ожидают, что в 2025 году он вырастет ещё больше — до 65,5 млрд рублей.
Сборы театров в 2025 году, согласно прогнозам, превысят уровень 2019 года вдвое — 54,7 млрд рублей против 27,6 млрд. В 2023 году театры собрали 43 млрд рублей, в 2024–м ожидается 48,8 млрд. Это связано с ростом цен, популярностью отдельных форматов (например, мюзиклов), внедрением "Пушкинской карты" и ростом числа постановок.
Рынок кинотеатров пострадал из–за кризисов последних лет больше всех. Скорее всего, в следующем году он так и не вернётся к показателям 2019 года — прогнозируется 53,9 млрд рублей против 55,6 млрд. Показатели 2023 года — 39 млрд рублей, прогноз 2024–го — 45,2 млрд.
В Петербурге за прошлый год продали 58,7 млн билетов на сумму 33,8 млрд рублей. Чаще всего петербуржцы ходят в Мариинский театр и БДТ, на стадионы "Зенит" и "СКА Арена", а также в "Севкабель Порт", где проходят концерты и мультимедийные выставки.
Около 50% рынка офлайн–мероприятий — это коммерческие проекты, которые переживают трудности и получают мало поддержки, отмечает генеральный директор Kassir.ru Елена Глуховская. Особенно сложно организаторам и промоутерам было во время пандемии. После этого начались новые вызовы: уход иностранных артистов и изменения в законодательстве, из–за которых периодически приходится переносить или даже отменять концерты музыкантов, попавших в разнообразные неофициальные списки запрещённых или полузапрещённых.
"Важно вести диалог с властью, чтобы культурные события развивались за счёт не только государственного финансирования, но и коммерческих инвестиций. Мы вкладываем много усилий и средств в создание нового контента и в развитие индустрии. Нам небезразлично, как это будет развиваться дальше и как отразится на зрителях. Хотелось бы, чтобы билеты оставались доступными и каждый мог позволить себе посещать такие мероприятия", — рассуждает Елена Глуховская.
Директор по развитию бизнеса "Яндекс.Афиша" Энрико Мазавришвили добавляет, что нередко конкурирующие агрегаторы объединялись, чтобы вместе бороться со сложностями.
"В этом году “Яндекс.Афиша” стала активнее вкладывать свои деньги в развитие индустрии и создавать собственные мероприятия. В 2024 году компания инвестировала более 1 млрд рублей в выставки, фестивали и шоу", — комментирует он.