Петербургские магазины и ТЦ начали украшать к Новому году необычайно рано

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Магазины начали украшать к Новому году раньше обычного. Ретейлеры стремятся завлечь покупателей не только распродажами, но и атмосферой праздника.

Магазины и торговые центры уже вовсю украшают свои помещения. Это началось буквально с первых чисел ноября, хотя самый пик потребительского спроса традиционно приходится на предновогоднюю неделю. Тем не менее все достают новогодние товары и спешат украсить витрины.
При этом, по словам представителей бизнеса, стоимость украшений и услуг декораторов в этом году выросла.

Погоня за настроением

Директор ТРЦ "Охта Молл" Анна Ходош замечает, что сейчас компания ищет новые и нестандартные решения, чтобы достойно украсить торговый центр и создать настоящую сказку для посетителей. Но при этом не переплатить.
"Мы находим новых партнёров и придумываем вместе интересные, яркие, но доступные решения. К примеру, среди наших помощников Деда Мороза в этом году — компания “Рики групп” и проект “Смешарики”", — говорит Анна Ходош.
По её мнению, начинать подготовку к Новому году в ноябре — это общемировая тенденция, которая наконец–то нашла отклик и в России. Это неудивительно, ведь ноябрь неспроста относят к депрессивным месяцам.
В условиях растущих цен на товары и услуги многие торговые центры могут задуматься о сокращении расходов. Однако генеральный директор торгового комплекса "Невский центр" Дарья Ветрова отмечает, что они не собираются отказываться от украшений.
"Напротив, мы продолжаем активно дорабатывать текущее оформление здания, обновляем входные группы и запускаем новый витринный проект. Наша цель — создать новогоднее настроение как для посетителей, так и для арендаторов. Традиционно мы начинаем оформление комплекса в середине ноября, чтобы к зиме всё было готово", — говорит она.
Чем раньше начинается подготовка к праздникам, тем активнее и раньше проявляется интерес и спрос на подарки и праздничные товары среди покупателей. "С началом холодов мы отмечаем небольшой всплеск трафика, что подчёркивает важность нашего подхода к созданию праздничной атмосферы", — считает Дарья Ветрова.
Собственник и генеральный директор ООО Profit Management Евгений Гуменюк отмечает, что стоимость подготовки к праздникам у торговых объектов индексировалась в сравнении с прошлым годом примерно на 30%. "Украшение ТРК, будем откровенны, всегда ощутимо сказывалось на бюджете. Подготовка к Новому году — значительная часть бюджета маркетинга всего объекта", — говорит он. В целях оптимизации ряд торговых комплексов в этом году не стал закупать новое оформление в полном объёме, а пошёл путём реставрации или обновления декора прошлого сезона.
В "О’Кее" сообщили, что основные элементы оформления закупаются на несколько лет вперёд. Соответственно, общий бюджет на праздничное оформление в этом году не вырос. Оформление торговых залов начинается всегда в одно и то же время — в ноябре. Это даёт и сети, и покупателям возможность спокойно планировать загрузку, чтобы она не выпадала на вторую половину декабря. Спрос на непродуктовые новогодние товары, конечно, уже растёт: ёлки, украшения, ледянки, фонарики и так далее. А вот массовая закупка продуктов начнётся ближе к самому Новому году.

Успеть в последний момент

Чаще всего массово подготовка к зимним праздникам начинается в конце ноября — начале декабря. Руководитель направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаил Васильев замечает, что устойчивый рост посещаемости торговых центров начинается как раз за несколько недель до Нового года. Люди в преддверии праздника закупают подарки, посещают кафе и рестораны. Спросом пользуются точки операторов категории развлечений. Поэтому обычно с 49–50–й недели года посещаемость в каждой следующей существенно выше предыдущей.
"Например, в 2019 году (это год с классической сезонностью в поведении потенциальных потребителей) средненедельная посещаемость последних четырёх недель (49–52–я) года была на 12% выше средненедельного значения предшествующего периода. При этом посещаемость последней недели года была на 26% выше. В прошлом году динамика роста активности потенциальных потребителей была близка к наблюдавшейся в 2019 году: относительный прирост составил +9 и +25% соответственно. С другой стороны, наличие тех или иных символических сигналов, атмосферы праздника в определённой степени способно повысить посещаемость и конверсию", — считает Михаил Васильев.
Основательница маркетингового агентства "Брусника" Теххи Полонская замечает, что в этом году, наоборот, как будто магазины лучше следуют сезону.
"5–10 лет назад новогодние мотивы возникали много где уже в сентябре–октябре. Сейчас было много внимания к скидкам в ноябре — 11.11 и в “чёрную пятницу”, а Новый год последовал уже за ними. По крайней мере именно в том, что касается оформления. Праздничное оформление, несомненно, влияет на продажи и стимулирует спонтанные эмоциональные покупки", — говорит она.
Анна Ходош уточняет, что нарядные витрины, символика любимых зимних праздников настраивает людей на более раннюю подготовку к ним. Наблюдается здоровый тренд готовиться к Новому году без спешки — более вдумчиво выбирать подарки близким, а не скупать первое попавшееся накануне 31 декабря.
В целом эксперты отмечают изменение потребительских привычек — многие начинают планировать свои покупки заранее.

Закупились гирляндами

По данным "Чек Индекса", в ноябре заметно оживление рынка новогодних товаров. За первые 7 дней месяца по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число покупок искусственных елей оказалось на 11% выше. Но и средняя цена подросла до 4450 рублей, на 15% выше уровня прошлого года.
При этом в пресс–службе Ozon говорят о раннем спросе на новогоднюю атрибутику в этом году. Спрос в Петербурге увеличивается более чем на 30% уже с конца сентября.
Хотя большинство петербуржцев задумались о покупках к зимним праздникам в более традиционный период — во второй половине ноября. Так, на Ozon самый значимый рост в Петербурге зафиксирован с 11 по 17 ноября — плюс 60% к предыдущей неделе по количеству покупок новогодних товаров.
За период с 30 сентября по 24 ноября в топе по популярности среди жителей Северной столицы — электрические гирлянды и ёлочные украшения. Замыкает тройку лидеров декор для интерьера. При этом наиболее ощутимо вырос спрос на новогодние фигурки — на 44% год к году в предпоследнюю неделю ноября. Также в лидерах по темпу роста спроса ёлочные украшения и украшения для интерьера.
Основатель компании "Страховой брокер AMsec24" Антон Мельцов замечает, что в этом году наблюдается рост цен на новогодние товары, что связано как с общим увеличением затрат, так и с повышенным спросом на уникальные и качественные предметы. Многие покупатели готовы тратить на праздники больше, чем обычно.