Спикер Госдумы Вячеслав Володин на днях озаботился вопросом снижения нагрузки на школьников.
"В среднем наши дети проводят за учёбой 8–10 часов в день. Поступает много обращений от родителей, что это носит чрезмерный характер", — заявил он. И очень часто абсолютно бесполезный, мысленно добавили родители школьников.
Для примера наугад попытаемся сравнить программы по биологии сейчас и в СССР. Советская школа полагала, что начинать освоение дисциплины можно в 6–м классе. Нынешняя стартует с 5–го (тогдашний 4–й). Ну что ж, открываем учебник. Для написания российского потребовались два доктора наук и два кандидата. При Союзе больше 30 лет обходились пособием единственной Веры Александровны Корчагиной. И то, что многие авторы — многие печали, понятно уже из сопоставления оглавлений.
На вводную часть "Биология — наука о живой природе" Корчагиной потребовался один двухстраничный абзац. Четыре автора израсходовали на введение три абзаца и 22 страницы. Так, целый абзац ушёл на философскую и крайне актуальную для биологии мысль: "Живая и неживая природа — единое целое".
Идём дальше. В советском учебнике последовательно: "Органы растения", "Плоды и семена", "Распространение плодов и семян". В новой программе: "Методы исследования в биологии", "Измерения в биологических исследованиях", "Эксперимент в биологических исследованиях", "Основные результаты исследований".
Напомним, что это всё для одиннадцатилеток, в этом возрасте крайне восприимчивых к фразам типа: "Перед каждым из разделов биологии стоят свои собственные задачи исследований, решение которых приводит к обобщению и накоплению научных результатов".
К описанию микроскопа, которым действительно можно детей увлечь, Корчагина переходит на 23–й странице, а современные авторы на 60–й, предварив абзацем с креативным заголовком "Организм — единое целое". Где–то такое мы уже встречали.
Если без иронии, то из этого чтения становятся понятны почти все беды, с которыми сталкивается наше естественно–научное образование. А заодно и то, на что уходят 8–10 часов жизни современных школьников. Поэтому режьте, Вячеслав Викторович, и не беспокойтесь, что по живому. Не живое оно. Хоть и "единое целое".