Архитектурная этнография: "прекрасное будущее" Петербурга повисло в воздухе

На выставке в Петербурге показали много "бумажной архитектуры"
Автор фото: Валентин Беликов / "ДП"

Архитектор, руководитель "Студии 44" Никита Явейн — о нюансах XIX биеннале "Архитектура Петербурга".

В Этнографическом музее прошла выставка проектов и построек, которую традиционно организует Объединение архитектурных мастерских (ОАМ). Чем больше разных архитектурных выставок, тем лучше. Другое дело, что я бы не стал вслед за организаторами биеннале обозначать это мероприятие "одним из главных российских событий в сфере архитектуры". К тому же в Санкт–Петербурге случаются и другие архитектурные выставки.
В общем, после посещения этого биеннале понять, что происходит сейчас в петербургской архитектуре, решительно невозможно. Объясню почему.
Биеннале организовывает ОАМ, и участвуют в ней преимущественно члены этой организации. Здесь не представлены самые известные петербургские архитектурные бюро и мастерские: "А. Лен", АМ Михаила Мамошина, "Проектная культура", "Головин & Шретер" и, уж извините за нескромность, наша "Студия 44", то есть те мастерские, которые являются лицом Петербурга, ежегодно представляют наш город на главных архитектурных фестивалях страны и удостаиваются престижных архитектурных наград.
В этом году организаторы биеннале отдельное внимание уделили молодым архитекторам, что, конечно, правильно, но на выставке нет ни Katarsis, ни MAYAK Architects, ни АБ "Хвоя", ни Rhizome (Гран–при фестиваля "Архитектон–2023"), ни многих других. Столь избирательный подход как–то не вяжется с явным желанием продемонстрировать публике петербургскую современную архитектуру во всех её проявлениях.
Кажется, нечто подобное происходило примерно 100 лет назад в советском литературном мире, когда Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП) вдруг стала претендовать на роль организации, представляющей всю советскую литературу.
Если говорить о содержательной части выставки, обратило на себя внимание большое количество неких провокационных футуристических картинок "про прекрасное будущее". Всё бы ничего, но рядом с такой "бумажной архитектурой" демонстрируются проекты попроще, а также достаточно однообразные постройки. В результате цельной картинки не складывается, возникает путаница, посетители теряют возможность здраво оценить общую ситуацию, и вопрос о том, что такое современная петербургская архитектура, остаётся открытым и повисает в воздухе, точно так же, как планшеты с проектами членов ОАМ в Мраморном зале Этнографического музея.