Искусство не знает границ

Автор фото: АО «ЭРАРТА»

В музее современного искусства Эрарта открылась групповая выставка современных турецких и армянских художников «В тени Арарата». Тематика и стилистика представленных на ней полотен настолько же разнообразны, насколько богат и неповторим мир каждого народа, живущего у подножья легендарной горы.

Экспозиция была создана при поддержке стамбульской галереи Galeri 77 и объединила более 40 произведений 6 авторов — Армена Геворкяна, Карена Аракела, Хакана Гюрбюзера, Вава Акопяна, Месута Каракыша и Тарона Мурадяна. Выставка даёт возможность зрителям по‑новому взглянуть на целый спектр тем, от экзистенциальных вопросов человеческого бытия до обыденных сюжетов вроде поездки на работу.
Не похожие друг на друга
Кроме того, картины демонстрируют редкое жанрово-стилевое разнообразие — от абстракции (Месут Каракыш) до неоренессанса (Тарон Мурадян), от современной предметно-изобразительной живописи (Армен Геворкян) до неокубизма (Хакан Гюрбюзер). Присутствовавшие на открытии экспозиции художники поделились источниками своего вдохновения. Так, оказалось, что Месут Каракыш черпает идеи из природных ландшафтов. Но также на него оказывают влияние фильмы, фотографии, некоторые виртуальные образы. В свою очередь, Хакан Гюрбюзер заметил, что для него вдохновением является собственное внутреннее состояние.
«Как правило, на меня оказывает влияние моё окружение, семья, друзья, люди, которые живут рядом. Но иногда на холсте находят отражение темы, актуальные для всей страны. Определённую часть моего творчества занимает именно виртуальное искусство. Можно сказать, что я являюсь его поклонником и защитником. Я вижу, что сейчас технологии развиваются очень быстро, и чтобы не оказаться оторванным от современности, их просто нельзя игнорировать», — рассказал Хакан Гюрбюзер.
Несмотря на то, что Месут Каракыш является приверженцем традиционного искусства, он также поддержал эту мысль, потому что по большому счёту художники вдохновляются тем, что видят в обществе, а на сегодняшний день практически все жизненные процессы современного горожанина неразрывно связаны с цифровизацией.
К слову оба художника демонстрируют собственный стиль. Г-н Каракыш работает в уникальной технике наслаивания красок, а его коллега успешно совмещает реализм и кубизм, пытаясь наглядно изобразить мысли, которые в буквальном смысле сталкиваются в голове человека и в каком‑то смысле деформируют его сознание.
«То, что на моих картинках происходит столкновение и деформация миров, говорит о том, что подобные процессы происходят и в моём внутреннем мире», — уточняет художник.
Темы поиска межличностного диалога, гармонии с самим собой и окружающим миром стали лейтмотивом и других произведений, представленных на выставке. Тем интереснее наблюдать, в каких разных техниках они исполнены. Армен Геворкян, к примеру, особое внимание в своём творчестве уделяет работе над образами героев. Его персонажи всегда наделены характерными стилизованными чертами, а потому безошибочно узнаваемы: у них гладкие овальные лица, удлиненные туловища и нарочито выверенные позы. Излюбленная техника Карена Аракела — темперная живопись по дереву, достигшая своего расцвета в эпоху Раннего Возрождения и преимущественно использовавшаяся художниками для создания некрупных произведений на религиозные темы. Творчество Вава Акопяна — это попытка визуализации того, как мы запоминаем и воспроизводим в памяти последовательность различных событий. В большинстве его работ монохромный фон служит своеобразной декорацией, перед которой разыгрывается насыщенное действо, в ходе которого из разрозненных элементов возникает некий персонаж, объект или мизансцена. А один из наиболее известных современных армянских художников Тарон Мурадян черпает вдохновение в родной культуре. Армения исторически находилась на перекрестке западной и восточной цивилизаций, а потому многие из его работ посвящены диалогу Востока и Запада на армянской земле. На полотнах присутствуют и религиозные мотивы, и исторические деятели, и мифические существа, и визуальные отсылки к периоду заката Османской империи.
Точка притяжения
Примечательно, что многообразие жанров и стилей не просто объединилось в рамках одной выставки, но и вокруг одного ландшафта. Исторически гора Арарат располагалась в символическом эпицентре культурной, экономической и политической жизни региона: вокруг неё жили многочисленные представители армянского, турецкого, иранского и азербайджанского народа.
О том, что Арарат стал неким символом, своего рода полярной звездой как для народов, которые объединяет территориально, так и для представителей искусства, в частности, для организаторов данной экспозиции, рассказал координатор Стамбульской галереи Galeri 77 Арман Атасевен:
«Гора Арарат обладает огромным историческим и мифологическим значением. Здесь живут бок о бок разные цивилизации, и как раз в этом заключается суть нашей выставки — объединить художников не похожих друг на друга, но вместе представляющих современное искусство. На мой взгляд, это и отличает современное искусство — в его многообразии каждый художник пытается отыскать самого себя и собственный путь. Таким образом, мы искусство сравниваем с горой, которая с одной стороны объединяет множественные культуры, с другой, становится той точкой, с помощью которой каждый представитель своей культуры может самовыразиться».
Армана поддержал художник Месут Каракыш: «Я считаю, что это правильное название для выставки. Армяне и турки — это два народа, живущие по обе стороны горы Арарат, тем не менее мы все выросли на одной земле, и данная выставка наглядно демонстрирует, что искусство выше геополитики. В этом большая заслуга музея Эрарта».
Более того, экспозиция представляет собой яркий пример того, что искусство не знает границ — подчеркнула директор по внешним связям музея Эрарта Екатерина Атоян-Милюкова: «Когда мы готовили этот проект, мы хотели, чтобы наши зрители ещё раз убедились, каким интересным и разноплановым может быть современное искусство. Подборка работ, представленная в экспозиции, формирует интересную картину художественной жизни Турции и Армении. Авторы могут жить рядом друг с другом, но по‑разному воспринимать окружающую реальность. В том числе, двигаясь в разных направлениях и используя разные техники, включая те, что известны с древних времен — это помогает им создавать нечто принципиально новое. Однако своей необыкновенной харизмой, проявляющейся в каждом произведении, они неизбежно вовлекают нас в собственный мир, мир современного искусства».
Убедиться в этом самостоятельно петербуржцы и гости города смогут вплоть до окончания работы выставки 23 марта 2025 года.