В Россию возвращается мода на аудиокассеты. Теперь их покупают в качестве сувенира, который можно поставить на полку, одновременно материально поддержав своего кумира. Но есть и те, кто продолжает их слушать.
Весной этого года стало известно, что последнее в Европе предприятие по изготовлению аудиокассет — RTM Industries, расположенное на северо–западе Франции, намерено в 2 раза увеличить объёмы выпускаемой продукции на фоне высокого спроса. Об этом сообщил телеканал BFMTV.
Единственное в России предприятие, занимающееся выпуском аудиокассет, находится как раз в Петербурге. Это фирма Tapes TM. Как рассказал "ДП" сооснователь компании Роман Павлов, расходные материалы — корпуса кассет и плёнку — им, разумеется, приходится закупать за рубежом. Если прежде всё закупалось в Европе, то теперь основным поставщиком стал Китай. А оборудование для записи было выкуплено на закрывающихся отечественных предприятиях.
В 2000–е годы, когда аудиокассеты массово стали неактуальным носителем, на них продолжали издавать свои альбомы альтернативные артисты. Известным в Петербурге персонажем тогда был "кассетный мужик" — аудиопират из 1990–х, у которого осталось всё необходимое оборудование и тысячи чистых кассет. К нему в очередь выстраивались панки и представители других жанров андеграундной музыки нашего города, чтобы недорого записать небольшой тираж своих альбомов на кассетах.
“
"К сожалению, в России крах кассетной индустрии имел фатальные для её возможного будущего последствия, — сетует Роман Павлов. — Большая часть материалов и оборудования была попросту уничтожена. Учитывая, что российский бизнес ориентирован на большие прибыли и массово потребляемый товар, на масштабное восстановление производства рассчитывать не приходится".
Кто в материале, тот и на кассете
Сегодня себестоимость одной кассеты с учётом полиграфии составляет 350–400 рублей. На маркетплейсах стоимость их уже превышает 1 тыс. рублей. Клиентами Tapes ТМ являются как андеграундные артисты, так и крупные отечественные лейблы, которые тоже стали испытывать интерес к изданию музыки на кассетах, например "Союз Мьюзик". Как рассказали "ДП" артисты, издающиеся на лейбле, выпускать их альбомы на кассетах предлагают сами продюсеры и сами же они занимаются распространением таких релизов.
“
"Каждый исполнитель из тех, кто держит нос по ветру, задумывается об издании своих релизов в формате кассет. И многие делают этот шаг. Например, группа “Психея” сейчас празднует юбилей, готовится аудиокассета. “Барто”: все альбомы и сборник избранного — в обязательном порядке продублированы на кассетах. Постпанки — тоже на кассетах. Даже “Нижний интернет” начали издавать! Мы продаём сборник Пророка Санбоя, приходите покупайте", — рассказал "ДП" владелец специализированного магазина "Кассетомания" в лофт–проекте "Этажи" Евгений Позняков.
По его словам, речь уже даже не идёт об отдельных чудаковатых исполнителях, внезапно выбирающих такой носитель. На волне небывалого интереса к 1980–1990–м годам, когда один за одним сегодня выходят сериалы "Король и Шут", "Комбинация", "Руки вверх!", фильмы про Егора Летова, Юрия Хоя, музыкальные издательства начали добавлять в своих каталогах такую позицию, как кассеты. И кстати, довольно давно.
От попсы до панка
Журналист, создатель и автор телеграм–канала Sobolev//Music Олег Соболев подтвердил "ДП", что в мире и особенно в России большие поп–артисты, у которых есть свой бренд, с помощью которого они могут продать что угодно, продают и кассеты как элемент мерча.
“
"Если посмотреть на топ кассет, которые были проданы в прошлом году, — там такие артисты, как Оливия Родриго, Тейлор Свифт, — надо понимать, что вряд ли эти кассеты слушают те люди, которые их покупают. Я полагаю, что для них это просто некий элемент интерьера, украшение, — рассуждает Олег Соболев. — Вторая когорта людей, которая покупает кассеты, — это энтузиасты, которые слушают и часто сами записывают странную, экспериментальную музыку либо панк и хардкор, в среде поклонников которых тоже развита кассетная культура".
Однако, по мнению Олега Соболева, пик кассетной культуры в XXI веке уже был достигнут, когда в начале 2010–х годов в мире был большой всплеск издания самой разной музыки на магнитной плёнке. А сейчас это всё же стало по большей части коммерческой историей.
При этом Евгений Позняков подчеркнул, что сейчас в России есть много независимых лейблов, которые издают музыку на кассетах: Iconic Promo, "Машина рекордс", "Выргород", "Дикое радио", "Декабрист", издательство "Сияние", "Клюква рекордс" и No Bread rec., "Ставропигиальные пластинки", Zombie rec., Global Thrash Attack — из названий видно, что это музыка в разных жанрах, география тоже весьма обширна.
"Есть издательство Chaoss Press, специализирующееся на интересной музыке в широчайшем диапазоне — от академического авангарда, нойза, экспериментальной электроники до популярных среди молодёжи Black, Dungeon Synth, Tanzelcore. Мы продаём очень много их кассет, — рассказывает Позняков. — Наконец, свои релизы приносят и присылают сами исполнители, которые изготавливают аудиопродукцию самостоятельно и делают это с фантазией, очень изобретательно. DIY всегда интересен, в культурологическом плане это целая сокровищница".
Продажа счастливых моментов
По словам владельца "Кассетомании", люди часто не верят своим глазам, видя продающиеся в наше время кассеты в магазине. Но, поняв, что это востребовано, говорят: "Я выбросила все свои кассеты, а они, оказывается, ценные!" Люди звонят родителям и спрашивают, что они слушали в молодости. И покупают им в подарок кассеты.
“
"Приятно торговать маленькими счастливыми моментами. Главное, чтобы плёнка сохранилась и качество записи не пострадало со временем. Хорошая новость состоит в том, что аудиоплёнка — очень надёжный носитель. Даже записи 1970–1980–х годов отлично звучат на хорошей аппаратуре", — говорит Евгений Позняков.
К слову, найти оборудование для прослушивания кассет намного сложнее, чем, например, бюджетный виниловый проигрыватель, которые сейчас производятся в том же Китае в большом количестве.
По словам Романа Павлова, на AliExpress можно купить дешёвый плеер, но скорее это будут делать те люди, которые покупают кассеты "по фану", в качестве мерча. Те же, кто их действительно воспринимает как музыкальный носитель, будут искать хорошее, желательно старое оборудование для прослушивания, что сделать не так просто и стоит это достаточно дорого.