В Петербурге радикально изменилась география магазинов одежды

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

География модных улиц в Петербурге радикально изменилась за последние 5 лет. Молодым дизайнерам есть где открыть свои двери, но будет ли спрос?

В Москве есть ГУМ, ЦУМ и Кузнецкий Мост, в Милане — виа Монтенаполеоне, а в Париже — Елисейские Поля. А какая улица в Петербурге самая модная, учитывая число популярных брендов и интерес покупателей?

Хорошо одетая Россия

Локализация модных бутиков в Петербурге всегда отличалась стихийным порядком. Последние лет пять, несмотря на сложности, с которыми столкнулись торговые центры, структура арендаторов по профилю деятельности существенно не изменилась.
Как рассказали "ДП" в агентстве элитной недвижимости NF Group, ТЦ остаются основными fashion–локациями города. Один из крупнейших игроков индустрии — Melon Fashion Group (MFG) — традиционно делал ставку как раз на розницу и с 2022 года взял курс на расширение, увеличив ассортимент всех своих брендов в 2 раза. Более того, осенью 2023 года у группы состоялся запуск пятого бренда — IDOL в новом сегменте "доступный премиум".
В компании сообщили "ДП", что к созданию нового бренда группу подтолкнула ситуация на рынке:"Многие премиум–бренды собирались уходить или уходили из России. Поэтому выход в новый сегмент — это своего рода стартап, дух которого культивируется в Melon Fashion Group. Наше видение — это хорошо одетая Россия".
Если говорить о среднем ценовом сегменте, то здесь также есть ряд заметных открытий. Так, в ТЦ "Лето" появился флагманский магазин на 1100 м2 бренда Sela (принадлежит MFG), в ТЦ "Охта Молл" начал работу универмаг "Стокманн" площадью 2 тыс. м2. Стоит отметить, что, несмотря на общий спад, в Петербурге активно открываются магазины новых российских брендов, ранее не представленных в городе. Например, в ТЦ "Галерея" открылся петербургский бренд Norppa.
"Петербургский рынок одежды и обуви демонстрирует высокую насыщенность предложением, особенно в сегменте стрит–ретейла", — заявила "ДП" генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак–Клейманс.
Эксперт добавила, что по итогам первых 9 месяцев 2024 года, fashion–сегмент впервые стал лидером по числу открытий в стрит–ретейле на ключевых торговых улицах города, заняв 41% всех открытий (31 из 76). Если ранее в открытии новых точек доминировал общепит, то сейчас на первое место вышел fashion, что связано с ограничениями по доступным помещениям для рестораторов.
Вместе с тем, по данным NF Group, в первой половине 2024 года наметился тренд на замедление экспансии российских fashion–брендов по сравнению с 2023 годом. После масштабных открытий прошлого года крупные сетевые ретейлеры занимаются операционной деятельностью: разработкой коллекций, корректировкой чека, продвижением и так далее.
Как рассказала "ДП" региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева, в текущем году доля магазинов одежды в ТЦ Санкт–Петербурга (по арендуемой площади) составляет 70%. При этом на долю иностранных брендов приходится 30%: среди них выделяют марки таких стран, как Китай (8%), Турция (6%) и Ливан (5%). Доли других стран занимают менее 5%. Для сравнения: по данным NF Group, 3 года назад доля магазинов одежды в торговых центрах Петербурга в выражении арендуемой площади составляла 55% процентов, а на иностранные бренды приходилось 45%. Тройка лидеров среди зарубежных арендаторов тоже выглядела иначе — выделялись бренды из Польши, Испании и Швеции.
До недавних времён наибольшее количество торговых площадей формата стрит–ретейл, занятых магазинами одежды, обуви и аксессуаров, долгое время располагалось на Старо–Невском проспекте.

Эффект бабочки

Взлёт и закат Старо–Невского проспекта как главной модной улицы уложился в скромные 5 лет. Конечно, люкс облюбовал локацию от площади Восстания до Лавры намного раньше, но в АНО "Староневский проспект" под руководством Тимура Авсаджанашвили — владельца сети бутиков Babochka — объединился только в сентябре 2019–го. Здесь истинные ценители моды могли найти самые роскошные премиум–бренды: Loro Piana, FENDI, Louis Vuitton, Valentino, Comme des Garçon, Breitling, а также DIOR и Chanel. Место было намоленное — искушённые потребители люкса частенько собирались на коктейль.
Но сначала коронавирус, потом массовый исход брендов 2022 года ударили по концепту "Староневский — территория моды". Зарегистрированное в сентябре 2019 года АНО "Староневский проспект" было ликвидировано уже в конце 2023 года. Сейчас у Тимура Авсаджанашвили остаётся множество мультибрендовых бутиков по всему городу, в том числе на Невском проспекте.
По данным СПАРК, 2023 год ООО "Барниус" — юрлицо Babochka закончило с выручкой 1,7 млрд рублей, а чистая прибыль составила 113 млн рублей. К слову, в пандемийный, 2020 год выручка достигала 2 млрд рублей. И пока Старо–Невский менял формат, Большой проспект Петроградской стороны постепенно обрастал новыми арендаторами, увеличивая свой потенциал:
"Сейчас ключевыми fashion–локациями среди основных торговых коридоров Санкт–Петербурга можно считать Большой проспект П.С. и Старо–Невский проспект. Магазины одежды, обуви и аксессуаров занимают там 36% и 32% площадей соответственно", — поделилась с "ДП" Евгения Хакбердиева.
Также к значимым модным улицам относится Большая Конюшенная (23%), которая хоть и отстаёт от двух лидеров по присутствию fashion–ретейлеров, но продемонстрировала существенное увеличение их доли за последние 2 года (+8 п. п.).
"Основные драйверы размещения fashion–ретейлеров на главных улицах — имиджевая составляющая, приверженность аудитории к офлайн–магазинам, а также более выгодные арендные условия", — добавляет Анна Лебсак–Клейманс

Не было печали

Осенью продавцы и производители одежды в Петербурге массово пожаловались на обязательную маркировку в системе "Честный знак". По мнению игроков рынка, соблюдение требований регулятора сопряжено с множеством издержек и затрат. Считается, что маркировка в лёгкой промышленности должна помочь в борьбе с контрафактом. Однако опрошенные "ДП" эксперты уверены, что новые требования только больше способствуют усилению теневого рынка. Сама марка стоит недорого — около 60 копеек. Но для бизнеса оказываются критичны затраты на покупку оборудования для работы с ней. В среднем это 45–50 тыс. рублей, у некоторых траты достигают 70 тыс. и даже более 100 тыс. рублей.
Сооснователь московского бренда First in Space Денис Степанян рассказал "ДП", что с введением обязательной маркировки одежды усложнился процесс возврата от оптовых партнёров и обмен товаром между магазинами франчайзи. Собеседник отмечает, что любое ограничение бизнес–процесса влечёт падение мобильности и увеличение цены изделия для конечного потребителя:
"Если раньше партнёрские магазины могли корректировать свой ассортимент в течение сезона, делясь излишками какого–либо артикула между собой в зависимости от территориального спроса, то теперь у одних — риск недополученной прибыли, а у других — риск товарных остатков. Никаких восторгов по этому поводу мы не имеем, но пользоваться системой научились, работаем дальше. Думаю, что с учётом концепции параллельного импорта от контрафакта нас сейчас никакой “Честный знак” не спасёт, а чрезмерная зарегулированность бизнеса государством — это скорее минус, чем плюс, и, вероятнее всего, ведёт к увеличению теневого рынка".
Генеральный директор розничной сети женской деловой одежды российских производителей "Бизнес Стиль" Алексей Зажигин пояснил в беседе с "ДП", что помимо всех технических сложностей для бизнеса возникает дополнительный риск в виде проверок и штрафов. При этом, как отмечает собеседник, на рынке и без того ощущается огромное снижение покупательной способности:
"Этой осенью в среднем сегменте мы с коллегами фиксируем спад продаж около 40%. Одежда — как лакмусовая бумажка: при любой турбулентности в экономике люди первым делом вычёркивают из списка траты на одежду. В долгосрочном тренде, к сожалению, розница постепенно умирает — её “подъедают” сетевые ретейлеры, маркетплейсы и новые потребительские привычки".
Эксперты резюмируют, что падение продаж на рынке fashion–ретейла связано не только с тёплой осенью, но и с коренными изменениями потребительских привычек. Покупатели стараются подходить разумнее к покупке одежды: отдают предпочтения более низкому ценовому сегменту, сокращают периодичность покупок, планируют список.
В Fashion Consulting Group подчеркнули, что покупатели ориентируются на "долгоиграющий" минимализм: меньше одноразовых вещей, акцент на функциональность и универсальность. Отсюда следует пока не разрешимое противоречие: число арендных площадей велико, а вот спрос потребителей становится всё более непредсказуемым и нестабильным. Нарастающая гегемония маркетплейсов, экономия на необязательных тратах, высокая арендная ставка и зарегулированность — всё это ведёт к скорому переделу рынка fashion в России.