Рынок ретейл–медиа в России может достичь почти 400 млрд рублей

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Объём сегмента ретейл–медиа по итогам 2024 года составит 260 млрд рублей. В следующем году он может вырасти на 40–50% и достичь 390 млрд рублей.

Аналитики ГК "Родная Речь" прогнозируют, что интернет–реклама (в том числе ретейл–медиа) вырастет на 48% в этом году и ещё на 23–33% в следующем, оставшись, таким образом, самым крупным медиаканалом (786 млрд рублей в этом году и около 1 трлн в следующем). Телерекламе обещают рост 20–25% (до 254 млрд рублей в этом году и 317 млрд — в 2025–м), наружке — 20–30% (2024 год — 92 млрд, 2025–й — 120 млрд), аудио — 20–35% (2024–й — 26 млрд, 2025–й — 34 млрд). Меньше всех будет расти пресса — в пределах 5% в год (объём сохранится на уровне около 5 млрд рублей).
Эксперты, с которыми пообщался "ДП", подтверждают эту тенденцию. Ретейл–медиа активно развиваются благодаря цифровизации розничной торговли и росту онлайн–продаж. Теперь ретейлеры — не просто продавцы, но и важные игроки на медиарынке. Это открывает новые возможности для рекламы и взаимодействия с клиентами. В условиях, когда e–commerce продолжает набирать популярность, прогнозируемый рост выглядит реалистично, считает digital–стратег маркетингового агентства Demis Group Елена Королёва.
Расти будут форматы ретейл–медиа как в физических магазинах, так и на маркетплейсах, и в онлайн–ретейле вообще. В онлайн–направлении драйверами выступают рост e–commerce и значительные инвестиции площадок в технические платформы, автоматизирующие продажу рекламы.
"Мы уже видим такие изменения на крупнейших маркетплейсах, Ozon и Wildberries, а также на классифайдах. Например, на Avito, который недавно совершил громкую сделку по приобретению рекламных платформ Adriver и Soloway для развития этого направления. Внедрение технических решений, развитие собственных рекламных форматов неизбежно приведут к повышению эффективности кампаний, которые уже сейчас показывают отличные результаты. По нашему собственному исследованию "Retail Media глазами агентств 2023", 65% рекламодателей выбирают ретейл–медиа именно из–за эффективности", — комментирует генеральный директор Eshopmedia Зоя Андреева.
Однако общие бюджеты рекламодателей ограничены, поэтому средства на ретейл–медиа будут перераспределяться из других каналов. В Eshopmedia выяснили, что основными донорами станут программатик, таргетированная реклама, реклама в поисковых системах и телевизионные бюджеты. Доля ретейл–медиа в медиасплите продолжит увеличиваться. Рост эффективности продвижения и развитие аналитических возможностей, интеграция с другими платформами могут способствовать сохранению высоких темпов роста, считает руководитель направления консалтинга digital–агентства E–Promo (часть E–Promo Group) Алина Фомина.
"Однако уже в этом году динамика замедляется. В будущем прогнозируется сохранение тренда. Это в большей степени объясняется эффектом высокой базы. Но уже сейчас ретейл–медиа занимают примерно треть от всей интернет–рекламы, а в ближайшие 2–3 года вполне могут превысить 50%", — прогнозирует она.
Елена Королёва предполагает, что сфера достигнет пика в течение 3–5 лет, когда большая часть розничных компаний внедрит свои рекламные платформы и конкуренция между ними усилится.