Занять место в торговых центрах не то же самое, что завоевать его в сердцах потребителя.
Сеть, выкупившая локации главного международного фаворита в сегменте "быстрой моды", не смогла повторить его успех. А главным бенефициаром новой рыночной ситуации стал до этого не слишком раскрученный отечественный бренд. И это даёт надежду локальным маркам.
За последние 3 года сегмент массмаркета претерпел радикальные перемены. Долго среди ретейлеров главенствовали преимущественно зарубежные массовые бренды. Именно они открыли покупателям потребительскую парадигму "быстрой моды" — обновление гардероба каждый сезон недорогими вещами, которые содержат в себе сублимированные тренды высокой моды. Быстро, модно, дёшево — таков девиз fast fashion.
Расцвет быстрой моды пришёлся на конец 1960–х — 1970–е годы, когда на международном рынке появились такие гиганты массмаркета, как шведская компания H&M, британская Topshop и наиболее известная для российских модниц — испанская группа Inditex (включает бренды Zara, Zara Home, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius, Uterqüe).
Первый магазин Zara в России был открыт в 2003 году по франшизе. За операционную деятельность компании Inditex в РФ отвечала компания АО "Зара СНГ", которая много лет управляла магазинами Zara. Покупатели ценили бренд за практичность, стиль и приемлемую стоимость.
После ухода группы из России в 2022 году на рынке fashion–ретейла образовалась пустота, которую нужно было срочно чем–то заполнить. У огромной российской аудитории были надежды, что появятся бренды–заменители, которые смогут удовлетворить её потребности. Потребительские привычки, сформированные зарубежными гигантами, оказалось не так просто переломить.
Уже в октябре 2022 года группа Inditex договорилась о продаже российского бизнеса своему франчайзи Daher Group. Вскоре в 2023 году на месте более 240 магазинов Inditex открылись точки под вывесками Maag, Ecru, DUB и Vilet — все они не имеют отношения к брендам Inditex, хотя и управляются АО "Новая мода" (переименованным АО "Зара СНГ"). И хотя "брендам–преемникам" по наследству перешла огромная лояльная аудитория, но её ожиданий они оправдать не смогли. Об этом говорят цифры финансовой отчётности в системе "СПАРК" и "Контур.Фокус".
Но неожиданно львиную долю рынка отхватил другой отечественный бренд, который сумел адаптироваться под запросы потребителей. Ранее малоизвестный бренд LIMÉ громко заявил о себе. Примечательно, что этот бренд появился ещё 2008 году, когда предприниматель Дмитрий Хохлов учредил компанию "Стиль Трейд" в Самаре.
Первый магазин марки открылся там же на базе бывшей Швейной фабрики им. Володарского. В 2013 году компания переехала в Москву и начала развивать франчайзинг.
В 2014–2018 годах за счёт франчайзи сеть LIMÉ выросла с 10 до 70 магазинов. В 2022–2023 годах LIMÉ увеличил сеть на 28 собственных торговых точек, доведя к декабрю 2023–го общее число монобрендовых магазинов до 92 (в том числе 59 собственных).
В 2023 году оборот одного магазина LIMÉ в крупных ТЦ Москвы превышал 100 млн рублей — больше, чем у Zara, оборот которой в тех же локациях составлял 50–60 млн.