Как по маслу: развитие инновационных технологий для промышленного сектора

Автор фото: Сергей Ермохин

22 декабря состоялся запуск рабочего движения по первому участку Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД) в Петербурге. Открытие Витебской развязки Западного скоростного диаметра губернатор Северной столицы назвал важным звеном в транспортном каркасе города. Как реализуется столь амбициозная задача, рассмотрим в нашем материале.

По дороге в будущее

На заседании постоянной комиссии Законодательного собрания Санкт-Петербурга по промышленности, экономике и предпринимательству в ноябре 2024 года было озвучено, что среди инвестиционных проектов региона — нацеленные на развитие транспортной системы являются одними из наиболее значимых. Помимо ШМСД, из крупных проектов также было упомянуто строительство трамвайной линии "Купчино – Шушары – Славянка". По плану, первый этап будет завершён к концу 2025 года — от Купчино до Шушар, второй — в 2026 году, до Славянки.
Проект реализуется по схеме государственно-частного партнёрства. В адресной инвестиционной программе Петербурга предусмотрено 5,5 млрд рублей на 2025-2026 годы. А вот для софинансирования строительства Высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва — по 10 млрд рублей в течение трёх лет, с 2025 года.
Запуск в эксплуатацию запланирован на 1 апреля 2028 года. А 20 декабря 2024-го состоялось финансовое закрытие по проекту: подписаны соответствующие договоры, общий объём внебюджетных средств составит 1,788 трлн рублей. Положительное заключение по проектной документации и оценке достоверности сметной стоимости строительства ожидается к июлю 2025 года. Высокоскоростные электропоезда будут развивать скорость до 400 км в час, что сократит время в пути между двумя столицами.
Но главное ожидание от запуска такого проекта — позитивное влияние на экономику региона. Прежде всего, за счёт увеличения турпотока. Это расширит возможности в том числе для расширения перечня различных мероприятий — культурных, деловых, спортивных и т.д. Что позитивно скажется на развитии креативных индустрий, сегмента HoReCa и многих других отраслей. Кроме того, эксплуатация всех новых объектов предполагает и создание рабочих мест.
Автор: Сергей Ермохин
О росте капитализации всех активов страны за счёт развития транспортной инфраструктуры в своём послании Федеральному собранию в феврале 2024-го говорил Владимир Путин. Президент также упоминал строительство ВСМ как один наиболее значимых проектов в этом направлении.
Среди тех, что не менее важны для развития региона, губернатор Петербурга на встрече с министром транспорта РФ в сентябре 2024 года назвал КАД-2, Цимбалинский путепровод, Большой Смоленский мост, Южную широтную магистраль, трассы М-32 и М-49, вышеназванную ШМСД. Кроме того, в приоритете развитие общественного транспорта.

Прогрессивный подход

Реализация масштабных проектов потребовала в том числе решений по обеспечению бесперебойной работы строительно-дорожной техники и эксплуатации высокоскоростных составов с учётом разных климатических условий. Понадобились и продукты, которые бы заместили предложения ушедших иностранных брендов.
Так, для железнодорожных узлов, предполагающих движение высокоскоростных составов потребовалась альтернатива западноевропейским смазкам, рассказали в НТПК "Супротек". Запрос пришёл на создание продукта, который бы выдерживал очень высокие нагрузки, эффективно работал в том числе в низкотемпературных климатических зонах, при -50°С.
У научно-производственной компании было несколько инновационных разработок в этом направлении — их "докрутили" под требования заказчика. Это было непросто: необходимо было учесть все нюансы работы конструкции, возможные нагрузки, сферы сопряжения и т.д. Но самой важной задачей было обеспечить безопасность. Одна из созданных смазок прошла все испытания: сперва лабораторные, затем стендовые — отработав более 1 млн циклов, а также тестовые на вагонах — пробег составил более сотни тысяч км. И сегодня данный продукт применяется на практике.
Автор: Антон Ваганов
По словам ведущего инженера-разработчика "Супротек" Сергея Решетникова, перспектив у этого продукта много, поскольку в стране активно развивается именно высокоскоростное направление по линии железнодорожного транспорта. Вагонов с подобными узлами, где потребуются качественные смазочные материалы, будет больше. В перспективе разработка могла бы быть эффективным решением и для узлов высокоскоростной магистрали, считает эксперт.
Второй запрос компания получила от производителя оборудования: потребовалась смазка для защиты гребней колёсных пар локомотивов, чтобы на поворотах меньше изнашивались реборда, поворотный пятак и рельс, а вся тележка работала мягче. Как пояснил Сергей Решетников, с этой целью в момент поворота системы в специальное устройство впрыскивается смазка. И вот потребовался продукт с определёнными качествами: с высокими триботехническими смазывающими свойствами, высокой текучестью при работе в низкотемпературных зонах. Однако по своей сути данный продукт не является столь узкоспециализированным и подходит для узлов в горнодобывающией и другой технике, применяемой в том числе в районах Крайнего Севера.
У нас в стране долгое время вообще не было таких систем — исторически, со времён Советского Союза. Они не самые новые, но сейчас активно внедряющиеся. Прежде всего, смазка гребнесмазывателя. Поэтому запрос есть и от крупнейшего национального железнодорожного перевозчика, и от частных компаний, для карьерных и железных дорог промышленных предприятий. Они тоже приходят к тому, чтобы использовать инновационные продукты, потому что это эффективность, экономия, продление ресурса узла и всей установки: колёсной пары, рельса. Такие смазки предполагают комплексное решение задач. И сегодня отечественные производители уже готовы предложить требуемый по качеству продукт", — поясняет Сергей Решетников.

И в холод, и в жару

В сегменте пластичных смазок релевантные решения потребовались сразу для целого ряда направлений. "Первое — это стандартные автомобильные смазки для грузовых автомобилей и для дорожно-строительной техники, — рассказывает директор коммерческого направления департамента промышленности "Супротек" Олег Капустин. — Для дорожно-строительной техники — а это тяжёлонагруженная техника — ранее на рынке были очень популярны смазки непосредственно производителей самой техники: JCB, John Deere, Caterpillar Inc. и так далее". После ухода игроков, прекращения поставок, усложнения логистики, удорожания необходимых материалов, потребовались альтернативы.
Автор: Сергей Ермохин
"Второе — это добывающая промышленность. Есть ряд смазок, которых мало кто из отечественных производителей может предложить: например, смазки для открытых зубчатых передач", — поясняет специалист. Чтобы закрыть этот запрос, компания пошла по пути разработки высокотехнологичных смазок. "Это в основном комплексный алюминиевый загуститель — с твердотельными добавками, такими, как графит или сульфит молибдена", — говорит собеседник "ДП".
В связи с активным развитием промышленности, а также уходом иностранных производителей рынок пластичных смазок в России стал быстро расти. Западные игроки давали объём в 65-70 тыс. тонн продукции в год. Поэтому сейчас есть дефицит предложения на рынке. Это послужило стимулом к развитию отечественных игроков.
Так, в августе 2024 года НТПК "Супротек" осуществила интеграцию с производственной площадкой "Неозон" в городе Сланцы. Это предприятие занимается производством пластичных смазок более 20 лет. "Этот стык энерго-, ресурсосбережения и импортозамещения — очень синергичен для обеих компаний", — замечает г-н Капустин. Слияние двух площадок позволило выйти на объём производства в 250 тонн в месяц. Изыскательская работа также ведётся совместно. Кроме того, у научно-производственного холдинга появилось большое количество новых типов загустителей, в результате чего был расширен ассортимент смазок для железнодорожного транспорта и дорожно-строительной техники.
Автор: Сергей Ермохин
По словам представителя компании, следующее направление, которое также требует внимания со стороны производителей смазок — агропромышленный комплекс. Компания принимала участие в различных выставках для представителей АПК, и этот сектор демонстрирует высокий запрос на определённые продукты или определённые параметры смазок для агротехники. Здесь, кстати, больше запрос на эффективные решения для высокотемпературных климатических зон. И подобные продукты появляются.
Таким образом, развитие крупных инфраструктурных проектов стимулирует отрасли в том числе к переходу на инновации, выбору ресурсосберегающих технологий. Скорость, актуальность и безопасность в данном случае не исключают друг друга, а входят в единый "комплект".