По прогнозам экспертов, в российских соцсетях станет ещё больше видеоконтента, а бизнес продолжит развиваться как на отечественных, так и на запрещённых иностранных площадках.
Компания SocialMediaToday прогнозирует, что искусственный интеллект станет основным инструментом для создания контента в соцсетях в 2025 году. Кроме того, вырастет популярность виртуальной и дополненной реальности, а онлайн будет объединяться с офлайном.
Тренды в соцсетях в 2024 году
Общую картину цифрового взаимодействия в соцсетях в 2024 году определили несколько ключевых трендов. Один из основных — короткие вертикальные видео. Сейчас такой формат есть практически на всех площадках — во "ВКонтакте", TikTok, YouTube, Instagram*. Ролики привлекают внимание пользователей благодаря их динамичности и развлекательности.
Также в сети появилось больше аутентичного контента, в основу которого легли принципы честности и реальности. По словам экспертов, это особенно касается социальных платформ, где пользователи хотят видеть контент, отражающий их настоящую жизнь.
Очевиден тренд на использование нейросетей. Опрос директоров по маркетингу и PR, который провела Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ и Российская Ассоциация по связям с общественностью (РАСО), показал, что 85% специалистов по коммуникациям используют нейросети в ежедневной работе. 67% опрошенных готовы переносить всё больше рутинных операций на ИИ-помощников и не боятся, что они заменят собой живых работников.
“
"Это лишь первый и поверхностный слой размышлений. Реальный рынок показал множество неожиданных рисков и угроз безоглядному использованию ИИ в коммуникациях. Репутация нейросетей оказалась сильно подмоченной, когда потребители всего мира увидели "рождественский" ролик Coca-Cola, полностью созданный в системах искусственного интеллекта. Оказалось, что сегодня зритель умеет считывать контент, созданный ИИ, и он не всегда вызывает позитивный отклик. Волна критики и разочарования зрителей неживым нейросетевым роликом захлестнула соцсети и ведущие деловые издания. Очевидно, что следующий год даст ещё больше примеров, когда компании будут методом проб и ошибок расширять использование ИИ-контента в соцсетях", — комментирует доцент департамента маркетинга Высшей школы бизнеса ВШЭ Андрей Шаромов.
Как будут развиваться соцсети в 2025 году
Эксперты SocialMediaToday прогнозируют рост популярности виртуальной и дополненной реальности, так как корпорация Meta (признана в РФ экстремистской организацией, её деятельность в стране запрещена) готовит к выпуску AR-очки и работает над цифровыми аватарами, которые смогут приблизить пользователей к виртуальным вселенным. По словам экспертов, рано или поздно этот тренд доберётся и до России, несмотря на все сложности.
"Мировые гиганты активно развивают технологии AR и VR. В 2025 году они будут их популяризировать: появятся устройства для погружения в цифровую реальность и персонализированные 3D-представления пользователей. Что касается России, эти тренды будут развиваться медленнее. Из основных причин — высокая стоимость технологий и фокус на мобильные форматы. Однако такие платформы, как "ВКонтакте", могут начать внедрять базовые AR-функции, интерактивные аватары. Для этого понадобится время", — объясняет директор по digital & social media коммуникационного агентства PR Partner Дамир Фейзуллов.
Руководитель контент-менеджеров в SMM-подразделении маркетингового агентства Demis Group Марина Ветрова прогнозирует, что к 2026 году 90% контента в соцсетях будет составлять видео. Скорее всего, этот формат станет более интерактивным, с возможностью добавления элементов геймификации и вовлечения пользователей в активное участие.
Также свои позиции укрепит Telegram: компании уже поняли, что это не просто мессенджер, а полноценная соцсеть и инструмент для бизнеса. "Запустить канала-медиа в Telegram с нуля в 2025 году потребует значительных вложений — от 1 млн рублей в месяц. Для авторских и экспертных каналов есть бюджетные способы продвижения, хотя этот путь длиннее и трудозатратнее. Для успешной монетизации важно учитывать актуальность темы, попадание в тренды, не заходить в "перегретые" ниши, чётко выбирать стратегию в зависимости от целей и особенностей бизнеса", — говорит основатель PR-агентства Mediacom.Expert Ольга Копцева.
Что будет с запрещёнными соцсетями
По данным Mediascope, в 2024 году в среднем за сутки Instagram* пользовались 6,8 млн россиян. В феврале 2022 года этот показатель составлял 38,4 млн человек. Несмотря на сокращение аудитории, оставшиеся пользователи стали более вовлечёнными. Согласно исследованию LiveDune, просмотры stories остались на уровне 97%, а вовлечённость у брендов выросла до 145%. Это доказывает, что аудитория всё ещё активно взаимодействует с контентом даже в условиях ограничений. Поэтому брендам стоит учитывать это при планировании своих стратегий.
Генеральный директор коммуникационного агентства 4D Наталья Белкова считает, что не стоит в 2025 году заходить в Instagram*, если у бренда не было там аккаунта раньше. Но если у компании уже есть профиль, его стоит продолжать развивать: аудитория никуда не ушла и научилась пользоваться VPN.
“
"Мы видим, как оставшиеся соцмедиа в России активно презентуют новые фишки, заимствуя их друг у друга или у запрещённых конкурентов. Однозначного лидера я назвать не могу, происходит размывание аудитории. Клиенты всё чаще делают запросы на пакетные размещения на всех доступных платформах. Мне видится, что Telegram скоро представит свой видеосервис, Rutube усилит PR-кампанию. Возможно, появятся новые платформы, и аудитория снова будет делиться. Но время покажет. Многое в российском маркетинге сейчас зависит от государственного регулирования и введения новых ограничений", — комментирует Наталья Белкова.
*Принадлежит корпорации Meta, которая признана в России экстремистской организацией и запрещена.