В минувшем году мировой рынок рекламы достиг рекордного объёма. По данным компании GroupM (часть холдинга WPP), динамика рынка в этом году превысила прогнозы исследователей — он вырос на 9,5%. Впервые в истории оборот рынка превысил отметку в $1 трлн и достиг $1,04 трлн.
Объём российского рекламного рынка в 2024 году
Точные итоги года для российской рекламной индустрии ещё не подведены. Однако по итогам трёх кварталов её финансовые показатели выросли на 25% относительно января–сентября 2023 года. Как сообщили "Деловому Петербургу" в Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), совокупный оборот составил около 620 млрд рублей.
Одним из главных трендов стала автоматизация рекламных кампаний с помощью искусственного интеллекта. Это позволяет сократить время на подготовку материалов и оптимизировать бюджет.
"ИИ способен обрабатывать огромные объёмы данных, что позволяет компаниям лучше понимать свою аудиторию. С помощью аналитики бренды могут прогнозировать поведение потребителей и адаптировать свои стратегии в соответствии с изменениями на рынке", — отмечает основатель маркетингового агентства Pro M8 Регина Яковлева.
Также благодаря нейросетям усилилась персонализация контента. Бренды стали адаптировать его под конкретных пользователей и повышать таким образом вовлечённость.
Особую популярность в этом году набрала реклама на маркетплейсах и ретейл-медиа в целом. Если год назад вложения в рекламу на маркетплейсах достигли 180 млрд рублей, то в 2024-м они выросли в два раза. В 2025 году также ожидается двукратный рост инвестиций, прогнозируют в ГК "Родная Речь".
С какими сложностями столкнулся рынок рекламы в 2024-м
В 2024 году одной из серьёзных сложностей для рекламной индустрии стало усиление регулирования и рост контроля над рекламным контентом, включая требования к маркировке. Игрокам рынка пришлось дополнительно обучать сотрудников и внедрять новые процессы.
Кроме того, рост конкуренции потребовал большей креативности, чтобы выделяться на фоне других предложений. Увеличились затраты на аналитику и адаптацию стратегий, что повлекло дополнительные расходы, отмечает директор по баингу Centra Степан Геворкян.
“
"Ещё одна проблема — рост объёмов фрода (накрученного трафика, который расходует деньги рекламодателя, но не несёт пользы — Прим. ред.). Согласно исследованию Weborama, доля невалидного инвентаря выросла более чем вдвое за последние три года. Такая ситуация требует разных решений со стороны маркетологов и рекламных агентств: внедрения передовых антифрод-инструментов, регулярной оценки эффективности и повышения прозрачности рекламных кампаний", — объясняет собеседник "ДП".
Дополнительной сложностью стали изменения в правилах работы с данными. Например, законодательство ограничило использование cookies, что затруднило таргетинг. В итоге многие компании сместили акцент на свои базы данных и работу с текущими клиентами, обращает внимание директор по маркетингу Calltouch Виктория Одинцова.
Также выросла конкуренция за внимание пользователей, а с ней и бюджеты. Особенно это ощущалось на платформах "ВКонтакте" и "Яндекс". Показатель CPM (стоимость тысячи показов рекламного объявления) в "ВКонтакте" подскочил в среднем на 15%. Но выигрывают те, кто используют аналитику и планируют расходы, добавляет эксперт.
Что ждёт рекламный рынок России в будущем
Конец 2024 года принёс рекламному рынку новые вызовы. Например, теперь нужно регистрировать блоги с 10 тыс. подписчиков, а с 1 января придётся платить 3% с доходов от интернет-рекламы.
Игроки рынка считают, что сложности открывают новые возможности. Так, регистрация блогеров с 10 тыс. подписчиков повышает прозрачность рынка и даёт больше свободы в выборе рекламных партнёров. Маркировка плотно вошла в ежедневную рутину, и бизнес стал более осторожным, чтобы не получать штрафы. Однако сбор в 3% с интернет-рекламы потребует оптимизации расходов. Представители индустрии ожидают, что уже в первые недели года цены вырастут в пределах 10–30%.
“
"Стоимость рекламы у блогеров вырастет более ощутимо из-за дополнительных расходов на регистрацию и налоговые отчисления. Однако этот рост цен, скорее всего, будет сопровождаться повышением качества рекламных кампаний. Рекламодатели будут вынуждены более тщательно подходить к планированию своих бюджетов, делая ставку на высокоэффективные каналы и кампании с измеримыми результатами", — комментирует основатель и президент коммуникационной группы Progress Дмитрий Солопов.
По его словам, искусственный интеллект продолжит интеграцию в процесс создания и управления рекламой, что поможет оптимизировать затраты. Кроме того, ожидается рост популярности альтернативных форматов рекламы — AR и VR.
Коммерческий директор digital-агентства Icontext Мария Волковская добавляет, что в следующем году усилится тренд на антифрод-системы и увеличение числа претензий к некачественному трафику со стороны рекламодателей. Рынок должен будет подстроиться под условия и усилить работу над качеством трафика.
"Продолжится тренд на укрупнение бизнеса — особенно за счёт покупки небольших компаний, стартапов. В конечном счёте это повлияет на качество и выбор инвентаря. Мы надеемся на расширение рекламного инструментария и каналов в 2025 году. Особенно большой потенциал для роста есть у площадок ретейл-медиа. От них ожидается более прозрачная аналитика кампаний и возможность использования сторонних верификаторов", — резюмирует Мария Волковская.