В Петербурге растёт спрос на аренду помещений под мастерские — всё больше людей, не обязательно профессиональных художников, хочет иметь свой уголок для созидания и разгрузки.
Как устроена жизнь художественных мастерских в Петербурге, какие действия следует предпринять, чтобы подобрать помещение для творческих работ, подходящее по цене и расположению, разбирался "ДП".
Под присмотром союза
С советских времён основным способом получения мастерской было вступление в Союз художников. Актуален этот способ и сегодня, но в нём есть множество нюансов. Как рассказала "ДП" художник–график, реставратор, руководитель и соавтор проекта "Печатный Арсенал" Наталия Успенская–Максимова, получить мастерскую сразу после вступления в союз не удастся — сначала, возможно, не один год придётся потрудиться: активно участвовать в жизни союза, вести творческую деятельность, помогать организаторам с выставками, самим участвовать в них и так далее.
"И тогда когда–нибудь, если художник действительно будет проявлять рвение и неравнодушие, регулярно участвовать в распределениях мастерских, он рано или поздно получит долгожданное помещение, — рассказывает Наталия. — Мастерские от Союза художников при этом могут быть самыми разными — от просторных с панорамными окнами в центре города до небольших комнатушек в не самых приглядных районах, тут, как и везде, есть элемент удачи и стечения обстоятельств. Ну и, конечно, уровень художника и выслуга лет имеют значение".
Собеседница газеты отметила, что вариантов мастерских в союзе довольно много, но есть нюансы. Например, многие помещения выдаются с обременениями в виде огромных (и не очень) долгов за коммунальные услуги или же в аварийном состоянии. Об этом предупреждают заранее, мастерскую также можно вначале осмотреть. Выплачивать долги и делать ремонт в таких случаях приходится новому арендатору. Бывали также случаи, когда претенденту на помещение предлагали подселиться в мастерскую к другому художнику, часто пожилому, чтобы разделить аренду и творческий быт.
"Но основным нюансом, связанным с мастерскими от Союза художников, является запрет на занятия в них коммерческой деятельностью. Например, нельзя превращать мастерскую в галерею или магазин. Также запрещено использовать мастерские в качестве жилья — для этого от союза приходят регулярные комиссии, в случае обнаружения нарушений помещение могут изъять. И, кстати, за мастерскую нужно вносить арендную плату. Она может быть как небольшой — гораздо ниже рыночной, так и сравнимой со стоимостью коммерческой аренды", — говорит Наталия Успенская–Максимова.
Сам себе хозяин
Найти помещение для собственной мастерской на рынке аренды не составляет особого труда. Наталия Успенская–Максимова отметила, что сейчас арендует уже четвёртую по счёту мастерскую. Одна была на базе проекта "Открытые мастерские" в момент их основания, затем в творческом кластере на набережной реки Пряжки, 5, и помещение в Никольском переулке, как раз от Союза художников. А сейчас Наталия в коллаборации с художницей и соавтором проекта "Печатный Арсенал" Ксенией Маркиз обосновалась в пространстве "Арсенал" в Калининском районе.
В Петербурге действуют десятки так называемых "креативных пространств", где можно относительно недорого снять помещение, отвечающее личным запросам. Например, это "Вавилов Лофт" на Кадетской линии Васильевского острова, ДК Газа на проспекте Стачек. Впрочем, если у художника нет потребности в таких же творческих соседях, арендовать помещение можно вообще где угодно, всё зависит от того, какие цели он преследует.
"Кто–то мечтает о мастерской в центре города — в живописном районе, который будет вдохновлять на работу, чтобы сам поход до мастерской был уже приятным ритуалом. Ну и транспортная доступность в центре выше, чем на периферии. К тому же если есть желание развить мастерскую до арт–пространства, чтобы проводить мастер–классы, лекции и другие активности, то задумываешься и о пути до этой самой мастерской. Проходимость тоже решает", — рассказала "ДП" Ксения Маркиз. Немаловажным для художников является метраж. У кого–то немного оборудования для комфортной работы, а у кого–то могут быть и внушительных размеров станки. В плане проходимости кто–то выбирает "Севкабель Порт" — пространство, где организуют разнообразные маркеты и фестивали, в которых можно принять участие.
"Своё помещение выбирала по расположению — рядом с домом — и по цене. Сейчас наш проект “Печатный Арсенал” реализуется на территории бывших мастерских завода “Арсенал”, но сначала я рассматривала одно помещение в бывшем кинотеатре “Гигант” на площади Калинина. Там был сделан типично офисный ремонт, на момент просмотра было и этого достаточно, но когда меня повели лабиринтами, поняла, что доступность так себе", — привела пример Ксения Маркиз.
Где искать
Помещение в "Арсенале" художница нашла через Циан. Несмотря на отсутствие ремонта и электричества, Ксения решила рискнуть и снять его "по большой любви". Но всем так поступать она не советует — только если готовы потом много работать и вкладывать как силы, так и деньги. И если есть люди, которые поддержат в тот или иной момент в любом смысле.
"Для поиска помещения под мастерскую могу посоветовать пользоваться всеми известными ресурсами: сайтами, смотреть даже на объявления “сдаётся в аренду” в понравившемся здании, подключать сарафанное радио — это как раз очень помогло нам начать совместный проект, о котором упоминала выше. Если даже сейчас не получается найти “то самое” помещение, оно обязательно будет, и будет по большой любви", — говорит художница.
Соседи и стороны света
Как рассказал "ДП" основатель издательства "Черепечатня" Сергей Тюрин, первое их помещение располагалось в пространстве Prografika, около трёх с половиной лет просуществовавшем на Старо–Петергофском проспекте. Это была небольшая комната с мойкой, которая была необходима для работы с шелкографской химией. Но концепция открытого пространства или, как модно ныне говорить, open space, не предполагала запертых на замок дверей, плюс в комнате ютились ещё и другие художники. Из–за территориальных конфликтов "Черепечатне" пришлось съехать оттуда спустя полтора года. Но место, куда перебраться, нашлось практически сразу.
"В двух остановках на метро или в получасе ходьбы от дома — в легендарном ДК им. Газа. Место и впрямь с историей — вспомним, к примеру, “Газаневщину” или концерты Высоцкого. И, что очень важно, комнатка наша — персональная, а не коммунальная. То есть всё под замком, ходят туда только свои, а это дорогого стоит! Мне это очень важно — когда чётко знаешь, какой инструмент куда положил. Не факт, что он найдётся именно там, но хотя бы сам виноват. Помещение маленькое — 20 м2, но очень уютное. Это действительно второй дом! В мастерской печатаем, в том числе графику, и переплетаем книжки, устроили как–то поэтический вечер, а затем рок–квартирник", — рассказал Сергей Тюрин.
При этом наш собеседник вспомнил, что, выбирая помещение, они не учли некоторые минусы, о которых потом пожалели: четвёртый этаж без лифта — а значит, тяжёлые станки, мебель, коробки с бумагой и книгами поднимать непросто. Окна выходят на солнечную сторону — значит, с мая по сентябрь днём здесь часто бывает жарко и душно.
Интерес растёт
Наталия Успенская–Максимова отметила, что сейчас к культуре и творчеству тянется всё больше и больше людей, причём часто не творческих профессий. Они приходят на мастер–классы и рассказывают, как устали сидеть за компьютером. И зачастую такие люди с первого раза делают потрясающие вещи, потому что они относятся к процессу как к отдыху и медитации, это хороший способ разгрузить голову и снять стресс. Исследования показали, что ручной труд очень полезен для психологического состояния человека в любом возрасте.
"Сейчас много интересных пространств. И их становится всё больше, появляются хозяева, готовые реставрировать и сохранять исторические здания, а уже потом сдавать помещения в аренду. Как мне кажется, именно в таких помещениях интереснее всего, потому что ты можешь стать частью этой истории и получать искреннее удовольствие от работы в таких местах!" — уверена Ксения Маркиз.