Грузопассажирский паром "Антей" 16 января отправится из Петербурга в Калининград. Первый рейс перенесли на день из–за плохой погоды.
В самом факте отправления судна из порта ничего необычного нет, но нынешний случай особый — паром отойдёт от терминала "Морской фасад" на Васильевском острове. Этот комплекс был построен в 2009 году, обошёлся по тем деньгам примерно в 7 млрд рублей, но последние 5 лет стоял без работы.
Сейчас порт больше похож на заброшку. Основной деятельностью терминала был приём круизных судов, которые курсировали между городами Балтийского моря. Движение этих лайнеров было остановлено в начале 2020 года из–за пандемии коронавируса. А в 2022–м Петербург был исключён из международных круизных маршрутов по Балтике.
В итоге новенький порт оказался не у дел. Его выручка в 2019 году превышала миллиард рублей, а в 2023–м не дотягивала до 300 млн, чистая прибыль в 2019 году составила 266 млн рублей, а с тех пор порт генерирует одни убытки. Его деятельность свелась к приёму на постой судов. До пандемии же он обеспечивал свыше 250 судозаходов и принимал более 0,5 млн пассажиров в год.
Ещё в те спокойные годы предполагалось, что "Морской фасад" будет обслуживать не только пассажирские суда, но и грузовые. Идея перевозить через Васильевский остров фуры с грузами даже вызвала волнение среди местных жителей. В 2018 году граждане подготовили петицию тогдашнему губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с требованием не допускать расширения функционала морского порта. Но до этого тогда дело не дошло.
Чтобы порт смог пропускать фуры, требовалась реконструкция пограничного пункта пропуска. Она завершилась лишь летом 2021 года. Тогда ещё свирепствовал ковид, в итоге готовый погранпункт тоже оказался ненужным.
Возможно, сейчас получится вернуть жизнь на "Морской фасад", но в сильно усечённом виде. Калининградская область в последнее время отрезана от основной России, по сути связь с ней есть только по морю и по воздуху. Так что маршрут может стать востребованным. Но сколько времени понадобится, чтобы "раскатать" его, насколько возить грузы через центр Петербурга будет удобнее, чем через Усть–Лугу, куда калининградские суда ходят регулярно, неясно.
Пока предполагается, что ходить паром будет раз в неделю. С учётом тарифной сетки — а перевозка легкового автомобиля обойдётся в 68 тыс. — сомнительно, что новым маршрутом активно будут пользоваться туристы. Паром, очевидно, нацелен на коммерческие перевозки. Так что если жизнь на "Морской фасад" и вернётся, то совсем не такая, как 5 лет назад.