Московская компания просит прекратить защиту пяти брендов крупного производителя лаков и красок "Тиккурила".
Суд по интеллектуальным правам (СИП) принял к производству заявление московского ООО "Хит машинери", позиционирующего себя как единственного официального дистрибьютора Hitachi. Столичная компания просит о досрочном прекращении охраны пяти товарных знаков, принадлежащих крупному производителю лаков и красок из Финляндии — ООО "Тиккурила".
По сути спорные бренды представляют собой различные варианты написания слова "текс" (кириллицей и латиницей). Основание — в связи с неиспользованием этих обозначений по 7–му, 12–му, 35–му и 37–му классам Международной классификации товаров и услуг (МКТУ).
"Хит машинери", продающее различную технику (бульдозеры, экскаваторы, рыхлители и т. д.), показало в 2023 году выручку 9,8 млрд рублей и чистую прибыль около 2 млрд, по данным сервиса "Контур.Фокус".
Выручка петербургского ООО "Тиккурила", "дочки" финской Tikkurila Oyj, составила 10,4 млрд рублей, а чистая прибыль — 3,4 млрд, указано в сервисе "Контур.Фокус". В конце 2024 года компания провела ребрендинг: бренд Tikkivala становится преемником бренда Tikkurila в России, указано на сайте компании.
В "Хит машинери" и "Тиккурилу" направлены запросы.
По мнению партнёра юридической компании Comply Максима Али, скорее всего, причиной этого спора стало то, что товарные знаки "Тиккурилы" мешали "Хит машинери" зарегистрировать собственные. Москвичи подали заявки на регистрацию товарных знаков TEKS, TEX, T–Exca и TEKC в категориях, которые связаны со строительными машинами и экскаваторами.
“
"Даже само звучание брендов в заявках “Хит машинери” намекает на их “экскаваторное” происхождение, — говорит Максим Али. — Так что мы здесь видим не столько “отжим” иностранных знаков, сколько попытку освободить “машиностроительные” классы для регистрации и продвижения собственного бренда. Тем более что некоторые знаки “Тиккурилы” зарегистрированы широко и включают даже экскаваторы — то, чем компания вряд ли когда–либо занималась".
По мнению эксперта, шансы на успех у истца достаточно высокие. Правда, ему нужно будет доказать, что заявки на собственные знаки поданы "не для галочки", а для продажи или производства собственной продукции. "Возможно, эпопея с товарным знаком связана с новой линейкой компании, ведь сам “Хит машинери” на своём сайте рассказывает про локальный завод Hitachi в Твери", — добавляет Максим Али.
Между тем, как отмечает руководитель Юридического консалтинга IP–lawyer Екатерина Смирнова, отечественные бизнесмены не просто посматривают в сторону брендов иностранных компаний. Они ждут истечения 3–летнего срока с момента заявления об уходе иностранных правообладателей с российского рынка, чтобы попробовать оспорить охрану товарных знаков последних в связи с их неиспользованием.
“
"В 2025 году как раз можно ожидать волны таких исков от заинтересованных компаний в отношении ушедших иностранных правообладателей", — прогнозирует Екатерина Смирнова. Отметим, что интересных, звучных и при этом свободных слов, которые можно было бы использовать в качестве товарных знаков, становится всё меньше. "На практике при обращении клиентов зачастую тратится очень много времени, чтобы подобрать свободное обозначение под требуемый вид деятельности, — делится опытом Екатерина Смирнова. — Иногда удаётся оспорить уже зарегистрированный знак третьего лица, чтобы освободить “занятое, но неиспользуемое место” для другого. Поэтому товарные знаки иностранных правообладателей зачастую представляют собой лакомый кусочек".