На платежах за парковки в Петербурге смогут заработать посредники

Автор фото: архив "ДП"

Город расширяет зоны платных парковок и одновременно увеличивает список вариантов их оплаты. По мере роста объёма платежей увеличиваются и доходы посредников, участвующих в процессе приёма платежей.

По итогам 2024 года город собрал с автовладельцев за парковку в платной зоне 4,9 млрд рублей. В бюджете на 2025–й запланированы поступления на уровне 5,1 млрд.
В среднем одно парковочное место за год приносит Петербургу 101 тыс. рублей. Из–за изменений в способах оплаты дополнительно на этих деньгах бюджет может зарабатывать порядка 10–15%, то есть 0,49–0,74 млрд. Речь о предоставлении скидок на эту сумму, безусловно, не идёт.

Почему чиновникам выгодна переплата за парковку

В прошлом году немного видоизменился способ оплаты парковки. Сейчас, если платёж идёт через приложение "Парковки Санкт–Петербурга" (на него пришлось более 60% операций в 2024 году), автовладелец сперва должен пополнить отдельный счёт (так называемый "парковочный депозит"). Непосредственно с него и происходит списание платы. При этом каждый второй плательщик сталкивается с тем, что у него на данном счёте аккумулируются остатки, на которые никакой доход не начисляется. Хотя прибыль с остатков извлекают все участники процесса — от городского бюджета до посредников, задействованных в схеме.
Стоимость 1 часа парковки в городе для легкового автомобиля установлена в размере 100 рублей, свыше часа — взимается поминутная плата. Например, автовладелец решил посетить музей или поликлинику и потратил на это 1 час и 17 минут. Пополнив счёт на 200 рублей, по факту он понёс расходы в 128 рублей. Излишки — 72 рубля будут храниться на счёте до следующей оплаты. Изъять эти деньги затруднительно: нужно писать заявления, куда–то направлять, их будут рассматривать и принимать положительное или отрицательное решение.
По принципу предоплаты стремятся работать большинство операторов подобных услуг: ЗСД, "Автодор — платные дороги" и "Подорожник". Фактически все те, которые для оплаты используют так называемые "кошельки". Косвенно к "излишкам" можно отнести и любые платежи в сфере ЖКХ, сотовой или интернет–связи. Каждый из них в период высоких ставок по депозитам может извлекать дополнительную прибыль, размещая временно свободные деньги на счетах в банках. И, условно, делиться ею со своими абонентами. Но так как они не являются банками и не могут начислять процентный доход, они компенсируют это различными скидками для повышения лояльности своих абонентов.
В государственном секторе ни о каких подобных поблажках речи не идёт. Точных данных, сколько в моменте находится "невостребованных" денег на счетах для оплаты платных парковок в Петербурге, нет. По данным "ДП", все излишки должны быть день в день переданы в бюджет. По сути, зарабатывает на них не коммерческий, а государственный оператор. Если предположить, что с каждого платежа автовладелец не расходует условные 10 рублей, то за сутки в масштабах города (при 47 860 парковочных мест и 12 часах платного режима) совокупные остатки могут превышать 5,7 млн рублей.
На минувшей неделе Комфин провёл аукцион по размещению временно свободных денег бюджета в коммерческих банках под 23,1% годовых в объёме 10 млрд рублей сроком на 32 дня. Где–то в этой сумме должна быть и частичка денег автомобилистов, которые пополнили счета и не успели деньги потратить.
"Следует отметить, что Комтранс не ставил перед собой задачу монетизации за счёт парковочных депозитов. Суть выгоды заключается в том, что услуга платной парковки становится более клиентоориентированным продуктом, — отмечает председатель комитета по транспорту и логистике СПб ТПП Антон Кривошеев. — Это экономия времени и удобство в момент оплаты парковочной сессии, а также и тот факт, что депозит на парковочном счету позволяет избежать случайного штрафа за неоплаченную парковку в случае, если сработал человеческий фактор и водитель забыл продлить сессию".
По его мнению, депозит в условном размере 1 тыс. рублей для автовладельцев не является существенной нагрузкой, однако при их большом количестве образуется весьма внушительная сумма, которая уже является выгодой для банков и платёжных систем. Единственный способ оплаты, который вряд ли получит развитие, по словам эксперта, это паркоматы. Высокая стоимость закупки и установки и при минимальном объёме оборачиваемых средств делает данный способ нерентабельным.

Сколько город платит за содержание парковок

Исходя из данных ГКУ "Городской центр управления парковками", оператора платных парковок, дополнительным источником дохода стали штрафы. За 9 месяцев 2024–го их совокупный объём превысил 1,2 млрд рублей (за аналогичный период 2023–го — 1,09 млрд). Это 25% от всех поступлений в бюджет от работы платных парковок. Впрочем, нельзя утверждать, что город только зарабатывает. Он тратит на обслуживание инфраструктуры сопоставимые суммы. И в этом эксперты видят конфликт — объём заработка практически равен затратам на его получение.
Денег на поддержание инфраструктуры платных парковок уходит довольно много. По данным Комфина, официально за 2024 год по статье бюджета "Расходы на реализацию проекта “Единое городское парковочное пространство в Петербурге”" было затрачено порядка 711 млн рублей, на текущий год заложено 787 млн.
Однако есть и другие статьи расходов, которые распределены по другим исполнителям. Из заключения Контрольно–счётной палаты Петербурга о бюджете на 2023 год следует, что на реализацию проекта парковочного пространства, содержание ГКУ, на информационную систему, фиксацию административных правонарушений было потрачено ещё порядка 2,1 млрд рублей (при поступлении в бюджет платы за 2023 год на уровне 2,9 млрд).
По словам юриста, руководителя сообщества "Парковка в Адмиралтейском районе" во "ВКонтакте" Александра Каменского, существуют и косвенные статьи, которые нужно учитывать как затраты на платную парковку: дорожная разметка, технические средства организации дорожного движения, элементы внешнего благоустройства, зарплата, бензин, содержание автопарка.
"В 2023 году ЗакС одобрил расширение штата аппарата мировых судей, мотивировав это именно тем, что увеличилась работа по взысканию штрафов. На эти цели выделено в год около 200 млн рублей. Неизвестна также сумма, которую за платную парковку платят государственные и бюджетные организации, которым бесплатная парковка не положена в силу закона", — резюмирует Каменский.
Неизвестна и доля комиссионных затрат, которые город берёт на себя (чиновники акцентируют внимание на том, что из 10 способов оплаты без комиссии для плательщика организованы только четыре). Так, по данным ГИС "Закупки", в конце ноября ГКУ заключило с московским АО контракт на 25,3 млн рублей для работы короткого номера для оплаты по СМС. Всего предусмотрено 1,2 млн сообщений. Также заключён и договор эквайринга по всем способам оплаты — через интернет, с помощью банковских карт и мобильной коммерции. Изначально заказчик предложил предельные тарифы — 2,71%, 2,62% и 9,45% с каждой оплаты. Победителем тендера на 91,5 млн рублей стал Сбербанк, предложив соответственно 1,77%, 1,71% и 6,18%.
Два участника рынка эквайринга, с которыми пообщался "ДП", назвали ставки "нормальными, с достаточным запасом по доходности для банка". На конкурс было подано две заявки, наименование второго участника не опубликовано. В среднем сейчас на рынке по данному типу услуг комиссия составляет 2 –2,5%.
Мнение о том, что обслуживание финансовых потоков выгодно банкам, особенно крупным, ошибочно. Получателем денежных средств за парковочное пространство является бюджет. Соответственно, применяются все ограничения, присущие бюджетным платежам. И здесь же требование о незамедлительном направлении собранных денег в бюджет. Буквально на утро рабочего дня, следующего за днём совершения платежей. Где уж тут "крутить" деньги, соблюсти бы своевременность сроков, не просрочить, направить всё правильно и вовремя. Данный вид платежей опять же связан с большим количеством различных условий, в том числе — онлайновым отражением платежей в ГИС ГМП, что серьёзно нагружает базы банков в части их обработки, да и в целом довольно сложно для реализации. Конечно, если требование исполняют в точном соответствии с законодательством. Получается, что банк может зарабатывать на данном поприще только на комиссиях, которые в бюджетном сегменте совсем невелики, а в силу небольшого среднего чека зачастую могут иметь и околонулевую доходность. Количество платежей опять же достаточно велико, полагаю, до десяти и более тысяч операций в сутки, что нагружает системы расчётного банка–оператора. Поэтому появление в данных схемах небольших банков или НКО, так или иначе заточенных под данный вид операций, в целом оправданно.
Денис Бобылёв
председатель правления НКО "Элплат"
Система сбора денег и штрафов с населения выстроена практически идеально: максимально затруднена возможность опротестовывания штрафов, много "ловушек" для водителей. Уничтожено огромное количество парковочных мест (–31% в том же районе). Возросло количество конфликтных ситуаций из–за парковок во дворах. Ситуация бьёт по бизнесу. Магазины, офисы, кафе, отели, находящиеся на периферийных улицах старых районов города, закрываются, люди, проезжающие транзитом, стали значительно меньше останавливаться, чтобы перекусить или купить что–нибудь. Отзывами оштрафованных туристов со словами "никогда больше не поедем в Петербург" заполнены соцсети. Наблюдаю снижение цен и падение интереса к коммерческим помещениям, расположенным в спальных частях старых районов. Естественно, издержки риелторов, занимающихся объектами в центре, выросли, впрочем, это касается всех услуг. Например, стоимость вызова любого мастера после введения платных парковок сразу возрастает на 300–500 рублей. Растёт и стоимость доставки товаров.
Станислав Шахнов
коммерческий директор агентства недвижимости "Тропа.РФ", участник рабочей группы ЗакСа по платным парковкам
Часть доходов может направляться на дальнейшее развитие системы платных парковок, например на расширение сети паркоматов или внедрение новых технологий. Городу целесообразно установить размер льготной платы, уплачиваемой сотрудником за пользование парковочным местом рядом с работой. Также возможна организация гибкой системы тарификации, тарифы могут быть дифференцированы в зависимости от длительности парковки. Введение программ лояльности позволит повысить привлекательность платных парковок.
Кристина Палий
к. п. н., руководитель образовательной программы "Менеджмент" Президентской академии в Петербурге
Управление денежными остатками — это когда твои деньги не лежат бесплатно, а работают и приносят дополнительный доход. Сейчас у компаний существует насколько вариантов размещения. От классических депозитов от одного дня (или даже одной ночи), по ним ставки высокие, близкие к ключевой ЦБ. До начисления процентов на остаток по счёту. Обычно остатки образуются у организаций, которые имеют долгосрочную контрактную стратегию. После прихода выручки появляется определённый "буст", который они постепенно начинают тратить на закупку, например, комплектующих либо на арендные, зарплатные и другие платежи (по сути, "проживать" накопленную выручку, которая пришла после закрытия определённого этапа работ или услуг).
Вадим Осокин
начальник департамента корпоративного бизнеса ПАО "Росдорбанк"