"Может повлечь риски": поддержка малого бизнеса в России станет более точечной

Поддержка МСП в России сократится и станет более адресной

Меры господдержки малого бизнеса нужно сделать более адресными и понятными для предпринимателей. Это один из главных выводов по итогам нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", закончившегося в 2024 году.

Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", действовавший с 2019 года, закончился. Это не значит, что малому бизнесу перестанут оказывать господдержку. Но теперь это будет делаться в рамках другого большого нацпроекта — "Эффективная и конкурентная экономика".
По словам заместителя министра экономического развития РФ Татьяны Илюшниковой, за 6 лет действия нацпроекта более 5 млн предпринимателей получили поддержку. Основной задачей было обеспечить рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП). Этот показатель оказался даже перевыполнен: цель была 25 млн человек, а теперь их более 29 млн.
Всего в России работают более 6,5 млн субъектов МСП, из которых 2,2 млн — юридические лица, а более 4 млн — ИП. Также зарегистрировано более 12 млн самозанятых. А в Петербурге по состоянию на декабрь 2024 года работало 377,2 тыс. малых и средних предприятий, самозанятых — 800,5 тыс. человек.
Как рассказал "ДП" председатель правления АНО "Национальное агентство “Мой бизнес”", директор Центра "Мой бизнес" Санкт–Петербург (СПб ГБУ "ЦРПП") Лев Кузнецов, в Петербурге за прошедшие годы создана эффективная инфраструктура поддержки МСП.
"Только в рамках деятельности ЦРПП Санкт–Петербурга за годы реализации нацпроекта было обработано свыше 1,2 млн обращений от предпринимателей и лиц, желающих начать предпринимательскую деятельность", — говорит он.
Благодаря программам гарантийной и микрофинансовой поддержки, которые реализуют НКО "Фонд содействия кредитованию малого и среднего бизнеса Санкт–Петербурга" и НКО "Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства, микрокредитная компания Санкт–Петербурга", только за последний год бизнес–сообщество Петербурга привлекло свыше 30 млрд рублей.
Льготное финансирование продолжает оставаться одним из приоритетных направлений поддержки бизнеса. Это актуально, особенно учитывая, что доступность финансирования снижается, а налоговая нагрузка — растёт. По мнению замначальника отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Веры Кононовой, в условиях высоких ставок на финансовом рынке инструменты поддержки доступности заёмных средств для малых и средних компаний, основанные на субсидировании процентных ставок, потребуют значительно большего объёма бюджетных средств.
"Идёт активное обсуждение по сокращению ряда таких программ. Кроме того, в условиях высоких ставок снижается результативность и других инструментов финансовой поддержки МСП — таких как гарантии и поручительства. Поскольку они направлены только на возможность получения заёмных средств, но не на расходы на обслуживание долга", — объясняет она.
Неоднозначную роль, вероятно, сыграют налоговые новации, вступающие в силу с 2025 года (обязанность уплачивать НДС для малых и средних компаний с выручкой более 60 млн рублей, повышение страховых взносов для большей части сектора МСП).

Работа над ошибками

То, что поддержка малого бизнеса из национального проекта превращается в федеральный (то есть формально статус понижается), может вызвать опасения, что МСП теперь будут получать меньше внимания от госструктур. Между тем потребность в поддержке меньше не становится, скорее наоборот.
Как рассказал "ДП" уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге Валерий Калугин, как следует из опросов, мерами поддержки в рамках нацпроекта воспользовались не более 40% представителей бизнеса в Петербурге. При этом положительные оценки этому опыту чаще давали руководители промышленных предприятий. Наиболее востребованными мерами предприниматели называют налоговые (льготы и снижение ставок), финансовые (льготные кредиты, субсидии, займы), а также административные (мораторий на проверки, упрощение процедур и пр.).
Чтобы получателей помощи становилось больше, уверен уполномоченный, нужно учесть ошибки и продумать схемы, благодаря которым охват увеличится.
"Из открытых источников известно, что включёнными в нацпроект “Эффективная и конкурентная экономика” федеральными проектами предусмотрено расширение доступа МСП к финансовым ресурсам в “приоритетных отраслях” и увеличение объёма выручки малых технологических компаний. Из этого можно сделать вывод, что помощь со стороны государства будет оказываться в первую очередь промышленникам. Я считаю, если говорить о финансовых мерах поддержки, необходимо переключаться на адресную помощь конкретным предприятиям наиболее приоритетных отраслей экономики", — говорит Калугин.
Рост количества предпринимателей эксперты связывают с комплексом факторов. Сюда можно отнести открывшиеся после ухода зарубежных игроков рыночные ниши, импортозамещение, стимулирование технологического предпринимательства и гибкие инструменты государственной поддержки, которые последние годы стали адаптивными.
По мнению директора высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Г. В. Плеханова Дмитрия Завьялова, нацпроект помог формированию конкурентной экономики — нарастить качественные показатели сектора МСП. Однако вклад сектора в ВВП всё ещё остаётся на отметке 21–22%. В рамках национального проекта "Эффективная и конкурентная экономика" развитие МСП, по мнению эксперта, играет особую роль, поскольку сектор несёт в себе нераскрытый потенциал.
"В связи с этим нужно адаптировать меры поддержки малого бизнеса, в том числе предоставление льготного финансирования, таким образом, чтобы стимулировать инвестиционное поведение. Развитие торговли и сферы услуг наиболее популярно у предпринимателей. Но необходимо комплексное развитие промышленного предпринимательства, развитие обрабатывающих производств, предприятий, создающих высокую добавленную стоимость", — считает Завьялов.

Не с той стороны

Эксперты обращают внимание на то, что за годы реализации нацпроекта была проделана большая работа по легализации занятости в ИП и самозанятых (плательщиков налога на профессиональный доход). Тем не менее теневой сектор остаётся значительным. Профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами СПбГЭУ Елена Ткаченко считает важным сделать акцент на популяризации мер поддержки. На сегодняшний день их вполне достаточно, но вот осведомлённость предпринимателей — низкая.
Также Ткаченко обращает внимание на низкую результативность в сфере инноваций. Переход от стартапа к внедрению продукта, расширению бизнеса в настоящий момент не продуман. Ресурсов на развитие своих проектов самостоятельно у многих предпринимателей нет, а крупный бизнес, которому могли бы понадобиться технологии, просто не встречается с разработчиками.
"В Петербурге есть организации, которые помогают развиваться стартапам. Но, на мой взгляд, не всегда эффективно то, что работа в случае с ними идёт от предложения. Она должна идти от запросов крупного бизнеса — компаний, нуждающихся в решениях, которые могли бы предлагать молодые амбициозные разработчики. В этом случае компании были бы готовы платить за продукт, а его создание и внедрение происходило бы в течение нескольких месяцев. На практике часто проект идёт от идеи создателя, а потом возникает необходимость искать деньги на развитие, что является трудной задачей. Отсюда и высокая “смертность” проектов", — указывает Елена Ткаченко.
Реализация подобных нацпроектов всегда оказывает позитивное влияние на экономику страны, выживаемость бизнеса, создание рабочих мест, популяризацию предпринимательства. Базовая задача проекта заключалась в том, чтобы поддержать малое и среднее предпринимательство, в том числе посредством предоставления субсидий. И она во многом была выполнена. Упростилась процедура регистрации бизнеса, удалось избавиться от ряда бюрократических барьеров, банки начали оказывать предпринимателям новые услуги за открытие счетов, выросла прозрачность предоставления государственных тендеров. Одним из важных нововведений стало открытие центров "Мой бизнес". Заметно выросло количество образовательных программ для предпринимателей, мастер–классов, встреч. Если у человека нет знаний, как управлять организацией, то у него не будет прибыли. Нацпроект, на мой взгляд, в определённой степени сформировал мышление нового поколения предпринимателей и повысил интерес к предпринимательской деятельности. Если говорить о точках роста, то в сфере кредитования МСП до сих пор остались нерешённые проблемы: выдаются кредиты под высокие проценты. Также сохраняются сложности с выходом российских компаний на международный рынок. Будем надеяться, что эти проблемы будут решены в рамках нацпроекта "Эффективная и конкурентная экономика".
Кирилл Плохих
директор факультета бизнеса университета "Синергия"
Реализацию нацпроекта можно оценить как успешную. Среди недостатков стоит отметить недостаточное внимание к региональным особенностям, что приводило к неравномерному распределению ресурсов и возможностей для предпринимателей в разных регионах. В Петербурге наиболее полезной мерой была реализация программ по льготному кредитованию и предоставлению субсидий на развитие бизнеса. Также местной особенностью стало активное сотрудничество с образовательными учреждениями и средой стартапов, что способствовало профессиональному и качественному росту предпринимателей. Перевод поддержки малого предпринимательства в рамки более широкого нацпроекта может повлечь за собой риски. Есть опасение, что конкретные меры, направленные на поддержку МСП, могут быть потеряны на фоне более общих экономических инициатив. Однако если будет обеспечено отдельное внимание к малому и среднему бизнесу, то это может привести к более системному подходу и интеграции в общую экономическую стратегию. С учётом тенденции повышения ключевой ставки кредиты для малого бизнеса могут стать менее доступными. Важно будет найти баланс между требованиями к заёмщикам и необходимостью поддерживать доступность финансовых ресурсов для предпринимателей, возможно расширив программы государственной гарантии или субсидирования процентных ставок.
Анна Костанда
доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге
Шестилетний цикл включил такие большие потрясения для бизнеса, как пандемия, начало СВО и санкционное давление. Власти стали предлагать инструменты, которые действительно оказались полезны. Положительно сказались некоторые федеральные законы. В то же время некоторые меры были отданы на откуп регионам, что не очень хорошо. Непонимание бизнеса у чиновников сохраняется, иногда инструменты, призванные сделать что–то полезное для предпринимателей, оказывают иной эффект.
Янина Тихонова–Гришина
председатель РОО "Содействие малому бизнесу"
В рамках нового нацпроекта можно скорее говорить о поддержке тех, кто поменяет налоговый режим и зарегистрируется как ИП или организует ООО. Ведь эти налоговые режимы позволяют переходить из категории "микро" в малый бизнес, а из малого в средний и т. д. Самозанятость может стать хорошей базой для старта. В случае доработки профильных отраслевых законов (например, 580–ФЗ о такси) и упрощения правил работы легализация самозанятых будет набирать темпы. Надеемся, что параллельно с мерами поддержки МСП государство даст толчок для законодательного упрощения правил работы плательщиков налога на профессиональный доход.
Игорь Жмакин
руководитель Объединения самозанятых России