Когда лучше бронировать путёвки и какие направления для отдыха могут быть интересны даже искушённому путешественнику в 2025 году, "Деловому Петербургу" рассказал вице-президент АТОР по выездному туризму Артур Мурадян
Будут ли расти цены на туры в 2025 году?
— Я думаю, что после января нас ожидает снижение цены по ряду направлений. Это связано с тем, что сезонные колебания ценника как раз подходят к низкому периоду (январь — начало февраля). Туристы смогут сэкономить, поскольку цены будут даже ниже, чем были в декабре по ряду направлений. Кстати, даже в последний месяц 2024 года мы отмечали рекордно низкие цены на Египет, Турцию, ОАЭ. Это было связано с тем, что поставщики готовились к снижению спроса на путешествия после зимних праздников и пытались стимулировать спрос ценой. Туроператоры тоже после новогодних каникул предлагают более выгодные цены.
Если говорить про поставщиков — отели и авиакомпании, — то мы точно не ожидаем, что до конца зимнего сезона кто–то радикально поднимет цены. Небольшой рост прогнозируется на февральско–мартовские праздники, и финальный аккорд высоких цен будет в майские праздники. Плюс традиционно высокий спрос в арабских странах приходится на конец марта и начало апреля — это окончание Рамадана.
После майских каникул в свои права полноценно вступят летние направления, там ситуация пока неоднозначная. Скорее всего, в валютном эквиваленте цены практически не изменятся. Другое дело, что в рублёвом всё будет зависеть от курса национальной валюты.
Бронировать туры в начале года на майские праздники выгодно?
— Раннее бронирование сейчас активно восстанавливается, и дело не только в цене. Конечно, многие отели предлагают выгодные скидки, и они могут доходить до 40–45%, плюс это возможность "зафиксировать" цену в долларах, а также застраховаться от валютных колебаний.
Я всегда рекомендую туристам брать туры по акциям раннего бронирования и оплачивать заранее не менее 50%, а далее следить за колебанием курса. Тем самым вы как минимум наполовину будете застрахованы от последующих валютных колебаний. Те, кто будет покупать туры позже, как показывает практика, потратят больше.
Ну и не будем забывать ещё об одном преимуществе раннего бронирования — возможности занять востребованный отель, мест в котором на высокие даты может просто не быть.
А в целом туристам лучше покупать "горящие путёвки" или успевать в раннее бронирование?
— Я сторонник раннего бронирования, в рамках этой акции туроператоры предоставляют гибкие условия. Ряд игроков готовы предложить гарантию лучшей цены. Если ближе к вылету цена оказалась ниже, чем та, что вы заплатили при раннем бронировании, то есть возможность переоформить путёвку. К тому же, как показало обесценивание рубля, которое мы наблюдали в конце прошедшего года, риски с покупкой в последний момент есть: даже если на тур будет скидка около 10%, то смена курса может ударить по ней отрицательным значением и в рублях путешествие подорожает.
Интересных "горящих предложений" на рынке в последнее время практически не наблюдается. Эта тенденция заметна несколько лет, она связана с высокой стоимостью логистики и относительно стабильным спросом по открытым направлениям. "Горящие туры" по сути своей являются "сбоем", то есть бывают, если туроператор просчитался с планированием. А такое сейчас случается нечасто.
Артур Мурадян
Пополнился ли в 2024 году список популярных направлений (Турция, Египет, Таиланд, ОАЭ) новинками?
— Традиционный список не меняется по причине восприятия туристом этих направлений как классических пляжных. При этом в конце 2024 года на пятое место по спросу вышел Китай за счёт большого количества рейсов из регионов на Хайнань. Из интересного я бы отметил Восточную Азию: Корею, Японию, которые показали наибольшую динамику прироста с учётом отсутствия прямых перелётов.
Люди продолжают нормально относиться к стыковочным рейсам, если такая логистика позволяет им купить турпродукт дешевле. Кроме того, за счёт готовности россиян пользоваться транзитными вариантами есть прирост на европейских направлениях, поскольку появилось больше доступной перевозки из стран СНГ. Благодаря китайским перевозчикам, которые вышли с транзитными ценовыми предложениями, выросли в спросе Япония и Корея, а также ряд стран Юго–Восточной Азии, куда стал доступен прямой перелёт. Получить визы в эти страны гораздо легче, чем шенген, потому что в Южной Корее действует электронное разрешение на въезд, в Японии — простая виза, получить которую можно за 5 рабочих дней. Основной вопрос — в удельной стоимости путешествия, которая всё равно выше, чем в Эмираты или Египет.
Всё чаще говорят об угрозе отмены all inclusive в Турции. Верите ли вы в неё?
— Нет, считаю, что это спекуляции как способ поддержания интереса к направлению в периоды низкого спроса. Конечно, местным небольшим ресторанам не нравится этот формат, поскольку на него в основном ориентируются туристы. Нужно понимать, что долгое время комплексное развитие турецкого кластера Антальи, Мармариса и т. д. шло по формату, изначально заложенному в концепцию питания "всё включено". Если отменить её и оставить концепцию с включёнными завтраками, то Турция потеряет свою особенность.
К тому же, вопреки расхожему мнению, я уверен, что all inclusive, будь он убыточным, не был бы реализован в большей части эмиратских отелей, которые работают с рынком СНГ. Это говорит о том, что сама концепция хорошая, хотя есть и неудачные примеры реализации, с которыми надо бороться. Например, когда отель, не приспособленный по номерному фонду и возможностям, ставит себе all inclusive, вводит шведский стол, где кормит людей только макаронами и картофелем фри.
На мой взгляд, стандарт "всё включено" должен быть разработан для каждого типа объектов размещения. Также нужна интеграция с локальным бизнесом. Например, в Греции туристы на all inclusive могут один раз поесть на определённую сумму в одном из ресторанов вне отеля, и это входит в стоимость поездки. Я считаю, что это прекрасный вариант поддержки местного бизнеса: кооперация, а не отмена давно действующей опции. Тем более all inclusive есть практически во всех странах — это одно из преимуществ направлений, работающих в основном на внешний рынок.
Выездной турпоток, по вашей оценке, должен был вырасти по итогам 2024 года на 17%. Насколько это значительный показатель?
— В условиях ограниченного авиасообщения это хороший прирост, он мог бы быть меньше. Здесь стоит сказать спасибо российским и иностранным авиакомпаниям, которые наращивают перевозку. Туроператоры видят, что она существенно выросла из Таиланда, увеличилось и количество компаний, летающих в Китай, существенно повысились провозные ёмкости. Всё это толкает туроператоров к формированию большего количества вариативного продукта, который интересен потребителям. Но если по ОАЭ, Таиланду мы покажем рекордные показатели за всё время открытия этих направлений, то рекорды по Египту и Турции пока не достигнуты.
Верно ли, что сейчас туристы стали более самостоятельными?
— Путешественники стали более осознанными, это тенденция последних 3 лет. Особенно это видно в канун новогодних праздников, когда люди предпочитают не переплачивать за путёвки. Например, выбирают не летать на отдых в школьные каникулы. Но в моменте турагент остаётся ключевым звеном в формировании предпочтений, поскольку может переориентировать человека не только с одного отеля на другой, но и между направлениями — если сумеет правильно разобраться в потребностях покупателя.
У меня был кейс, когда люди собирались лететь в Египет большой компанией. Это отличное, "раскачанное" направление, но в их случае понял, что более подходящим вариантом будут Эмираты, хоть и выйдут дороже. А в некоторых случаях, наоборот, человек хочет ехать в ОАЭ, но по его запросам ощущается, что больше подойдёт отель пять звёзд в Египте, поскольку есть потребность именно в пляжном отдыхе, который лучше провести, не отвлекаясь на городские соблазны. В нюансы направлений потребитель, как правило, не погружён. Например, самостоятельно бронировать отдых на Мальдивах сложно — там большое количество внутренних трансферов и подбор отеля не так прост.
Есть ли направления, которые, несмотря на интересное предложение, остаются непопулярными, могут ли они стать массовыми?
— Искушённому путешественнику интересна любая страна, но нужно смотреть по конкретному запросу. Не каждому для отдыха подойдут Гималаи, Иран или пляжный Дубай. Я считаю, что тех, кто раз в год выбирается на море, не нужно отправлять на трекинг в Гималаи. То есть важно исходить из задач самого туриста. Если смотреть на недооценённые направления, то я бы выделил Вьетнам, однако его особенность — пока что сложная логистика.
Маркетплейсы всё активнее предлагают туры, билеты, отели, также развиваются онлайн–сервисы, преимущества которых в наличии большого количества данных о покупателях. Пользуются ли туроператоры аналитикой данных?
— Конечно, туроператоры обладают большой базой статистической информации, также сейчас доступны данные крупных сборщиков big data: банки (хотя они потеряли актуальность для выездного туризма), сотовые операторы, есть также авиационная и консульская статистика. Предпочтительный продукт для туриста мы можем сформировать прежде всего из консульского анализа. Все серьёзные игроки занимаются аналитикой данных.
В целом туризм пока далёк от персонифицированных предложений. Но и маркетплейсам до нас далеко, ведь турпродукт — это не только билеты и отели, но ещё очень тонкий консалтинг и поддержка туристов во время путешествия. Никто не готов переписываться с техподдержкой маркетплейса, когда отель что–то напутал при заселении. Кроме того, мы продаём готовое путешествие, во время которого туристу не нужно будет решать простые бытовые вопросы, например с питанием, экскурсиями и т. д., поскольку всё это уже сделано за него. Поэтому, на мой взгляд, маркетплейсы не готовы к конкуренции с туроператорами по трём причинам: сложность продукта, колоссальный кадровый дефицит и острейшая конкуренция.