"Это нонсенс": хозяева ларьков в Петербурге забили тревогу из–за угрозы сноса

В Смольном заявили о слишком большом количестве ларьков в Петербурге
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Предприниматели обеспокоены, что Петербург "зачистят" от нестационарных торговых объектов (НТО). Некоторые основания для этого есть: в Смольном считают, что ларьков в городе слишком много, а получать места для их размещения становится всё сложнее.

В середине января главам администраций районов было разослано письмо за подписью врио главы комитета по промышленной политике, инновациям и торговле (КППИТ) Александра Ситова (есть в распоряжении "ДП"). В нём говорилось, что по итогам совещания, состоявшегося 14 января под руководством вице–губернатора Кирилла Полякова, КППИТ напоминает о правилах размещения в государственной информационной системе Санкт–Петербурга "Региональная геоинформационная система" (РГИС) предложений о местах, на которых могут быть установлены НТО.
Многими представителями предпринимательского сообщества и СМИ это было интерпретировано как то, что администрациям районов полностью запретили вносить такие предложения. Учитывая, что в городе уже не первый месяц ходят слухи о массовом сносе ларьков в историческом центре, это вызвало тревогу.
В Смольном поспешили заверить, что бояться нечего и по сути ничего не меняется. Но если смотреть на ситуацию глубже, то правила размещения ларьков в Петербурге действительно выглядят довольно неоднозначно.
В письме, вызвавшем общественную реакцию, в самом деле говорится о недопустимости размещения предложений в РГИС. Однако это не касается размещения сезонных объектов общественного питания, НТО по торговле печатной продукцией, а также "торговых объектов, расположенных на территориях с недостаточным уровнем обеспеченности услугами объектов потребительского рынка". Перечень таких территорий утверждён распоряжением КППИТ от 09.01.2023 № 2–р. Иными словами, всё выглядит так, что, по мнению Смольного, в большей части города НТО и так слишком много. Не хватает разве что выносных ресторанных столиков и ларьков с прессой. С этим и связаны ограничения.
На запрос "ДП" с просьбой объяснить ситуацию в КППИТ ответили следующее: "Комитет не устанавливал запрет на размещение предложений о включении мест размещения НТО, а лишь обратил внимание, что порядком не предусмотрен сбор предложений от юридических и физических лиц. Дополнительно сообщаем, что в настоящее время норматив по количеству НТО превышен".
Порядок внесения предложений в РГИС регулируется постановлением правительства Санкт–Петербурга от 27.09.2012 №1045. В 2016 году в него были внесены изменения, которые сделали правила более строгими. "С 10.05.2016 администрацией не осуществляется сбор предложений о включении земельных участков под размещение нестационарных торговых объектов в схему размещения НТО от физических и юридических лиц", — подтвердили "ДП" в администрации Адмиралтейского района.
То есть ограничения, о которых говорится в письме вице–губернатора, действуют уже почти 9 лет. Однако на практике до сих пор администрации районов нередко прислушивались к мнению бизнеса о том, какое место лучше подходит для размещения киоска или торгового павильона.

Раньше было проще

Председатель совета НП "Союз малых предприятий Санкт–Петербурга" Владимир Меньшиков подтвердил "ДП", что некоторое время назад предприниматели могли указать в РГИС потенциальное место размещения НТО. Как правило, это делалось путём обращения непосредственно к органу исполнительной власти (администрации района) или к муниципалитетам. Иногда такое предложение действительно могли занести в РГИС, иногда человек получал отказ.
Такой подход выглядит вполне логично: предприниматели лучше чиновников могут представить себе, где удобнее торговать. А местные жители, скорее всего, лучше понимают, где им удобнее было бы совершать покупки, а где они видеть ларёк категорически не хотят.
Позднее механизм усложнился и появилась практика аукционов, указал Меньшиков и добавил, что уже в начале 2025 года предприниматели подавали заявки на размещение НТО, которые были рассмотрены. Тут стоит заметить, что если это делалось через муниципалитеты, которые затем передавали предложения в администрацию района от своего имени, то формально требования постановления №1045 не нарушались.
Партнёр бюро юридических стратегий Legal to Business Дарья Филина поясняет, что письмо вице–губернатора, о котором идёт речь, можно назвать примером "понятийного" права. По юридической силе оно уступает нормативно–правовым актам субъекта. "Непонятно, как администрации будут обосновывать отказ, если предложения будут соответствовать формальным требованиям. Исходя из имеющейся информации, механизм заключения договоров не изменился: по результатам аукциона либо без проведения аукциона (закон Санкт–Петербурга от 08.04.2015 №165–27)", — прокомментировала Филина.

В поисках альтернативы

По поводу сноса НТО в КППИТ пояснили, что исключение мест размещения из схемы в связи с несоответствием требованиям не является основанием для прекращения и расторжения договорных отношений с городом и тем более для демонтажа.
Основанием для демонтажа может служить расторжение договора аренды с предпринимателем. Как отметили в пресс–службе комитета по контролю за имуществом (ККИ), от незаконно размещённых НТО в 2022 году было освобождено 739 земельных участков площадью более 23 тыс. м², в 2023–м — 386 площадью 34 тыс. м², в 2024–м — 126 площадью 7,7 тыс. м². Самый яркий пример наступившего года — разумеется, снос сувенирных киосков на набережной канала Грибоедова, недалеко от Спаса на Крови. В комитете при этом отмечали, что договор с арендатором был расторгнут ещё в августе 2023 года из–за нарушений с его стороны.
Тем временем представители предпринимательского сообщества продолжают обмениваться опасениями, что центр Петербурга собираются вообще "зачистить" от киосков и других нестационарных объектов. К таковым относятся в том числе сувенирные тележки, автостоянки, летние кафе.
Напомним, в июне 2023 года вступил в силу закон Санкт–Петербурга от 28.12.2022 №774–142, который предусматривает возможность предоставления альтернативных земельных участков хозяйствующему субъекту, надлежащим образом исполнявшему свои обязанности по договору, если используемый им объект исключается из схемы размещения НТО. Альтернативные земельные участки должны предоставляться без проведения аукциона, причём арендатор сам может выбрать подходящее место. Но на практике с этим сложнее.
Генеральный директор ООО "Айсберг" Юрий Рагулин рассказал "ДП", что более 10 раз сталкивался с проблемой исключения участков из схемы. "Ранее нам предоставлялись альтернативные участки. После письма Ситова в районные администрации последние прекратили выделять участки по нашему заявлению. Более того, известны факты, когда представители администраций не находят оснований для отказа во включении в схему размещения альтернативных участков, но при этом, руководствуясь письмом, не делают этого. Комитет должен помогать бизнесу. Но происходящее в последнее время больше похоже на вредительство", — считает Рагулин.

Не вытеснять никого

На этом фоне уместно вспомнить, как пару лет назад в Смольном говорили о планах устанавливать по городу так называемые госларьки для торговли печатной продукцией. Был даже был разработан внешний облик таких киосков. В КППИТ подтвердили, что проект не снят с повестки дня и сегодня.
"Комитетом утверждена специальная программа в целях оказания государственной поддержки субъектам МСП путём предоставления им оборудованных торговых мест в НТО. Специальной программой предусмотрено: размещение типовых НТО по реализации печатной продукции за счёт бюджетных средств; заключение с субъектами МСП договоров на предоставление оборудованных торговых мест, предназначенных для реализации периодической печатной продукции по результатам проведения конкурса", — рассказали "ДП" в комитете.
Но когда обещанные "госларьки" массово появятся на улицах города, остаётся неясным. В апреле 2023 года первые семь экземпляров были замечены на территории Хасанского рынка, однако дальше этого дело, похоже, так и не пошло.
Владимир Меньшиков считает, что государственные киоски — неплохая идея для Петербурга. Однако важно, чтобы они развивались параллельно с коммерческими, которые устанавливают предприниматели за свой счёт. Вытеснение с рынка одних или других недопустимо.
Снос павильонов у Спаса на Крови — это часть проводившихся мероприятий по очистке центра города от привнесённых туда временных торговых конструкций. Такой вывод можно сделать, если вспомнить, что несколько лет велись судебные разбирательства, владелец павильонов подавал апелляции. Так что можно считать данные действия продолжением ранее начатого процесса. Петербург хорошо, на мой взгляд, работает с некоммерческими объединениями мастеров различного профиля. Много лет существует площадка художников на Невском проспекте, выделены пространства под выставки художников на Большой Морской, на Мойке. И там художники, ювелиры не только выставляют свои работы, но и продают их. Некоммерческие объединения мастеров нужны, если они не имеют целью прямую коммерцию, то есть перепродажу. И такие формы город должен поддерживать, поскольку они хранят историческое наследие. Что касается государственной торговли, она может рано или поздно возродиться, если жизнь заставит или мы решим практику северных соседей позаимствовать в части продажи алкогольных товаров. В отношении же сувенирной продукции удачным решением является продажа рядом с государственными учреждениями культуры сувенирной продукции. В этих условиях ставить что–то ещё на улице — это шаг назад.
Вячеслав Чеглов
профессор базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова
По моим подсчётам, из Схемы размещения мелкорозничной торговли только за январь 2025 года исключили более 200 земельных участков под НТО в Центральном районе. Также исключались участки в Петроградском, Василеостровском, Кировском, Невском, Выборгском и других районах, в том числе с действующими договорами аренды. Среди них даже киоски по продаже экскурсионных билетов. Это нонсенс, учитывая, что в центре живёт много пожилых людей, для которых киоск с прессой или с билетами — способ общения с миром. Неясно, почему происходит зачистка, ведь Петербург — туристический город, туристам нужны такие объекты, чтобы летом купить воды, мороженое или билеты на спектакль. Налоговые поступления от бизнеса приносят значительный доход бюджету. В этом году ко мне поступали обращения и от предпринимателей, которые подавали заявления в администрацию, чтобы получить альтернативные места под НТО, но получили отказ. При этом ранее большинство объектов на аукционах отдавались им по результатам всех согласований. Федеральный центр говорит о важности развивать малоформатную торговлю, но в Петербурге мы видим, что действия местных властей не позволят достичь этой цели. Причём все понимают, что в центре города всё равно будут стоять киоски — только теперь, судя по всему, нелегальные.
Янина Тихонова–Гришина
председатель РОО "Содействие малому бизнесу"
Ещё лет десять назад аукционов, которые сейчас проводятся для предпринимателей, желающих устанавливать НТО, не было. В основном решения об установке принимались на местах по договорённости с властями. На мой взгляд, киоски как бизнес стали менее рентабельными с появлением аукционов, а также с ростом предложения помещений для торговли на первых этажах жилых домов. Сейчас в стране есть около десятка проблемных регионов, где постоянно борются с НТО, в основном из–за нарушений внешнего вида объектов.
Владлен Максимов
президент Ассоциации малоформатной торговли
Прогнозируемо 2025 год будет непростым для бизнеса и экономики в целом. Налоговая реформа, проблемы с маркировкой, высокая ключевая ставка… На мой взгляд, государству нужно поддерживать предприятия ключевых сфер, чтобы противостоять многочисленным санкциям и восстанавливать технологический суверенитет. В то же время микро– и малому бизнесу сферы торговли и услуг нужно помогать, так как за ним стоят сотни тысяч семей. Поэтому, видя обеспокоенность предпринимателей, которые мне, как уполномоченному, направляют обращения, буду разбираться в сложившейся ситуации.
Валерий Калугин
уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт–Петербурге