Частные музеи теряют посетителей из–за того, что не могут работать по программе "Пушкинская карта".
Программа "Пушкинская карта" была запущена в 2021 году. В её рамках специальной банковской картой для молодёжи (от 14 до 22 лет) можно расплачиваться при покупке билетов в музеи и на культурные мероприятия. Требования к организациям–участникам постепенно ужесточались. Объяснялось это многочисленными злоупотреблениями — например, попытками обналичивания денег с карт. В 2024 году были внесены очередные изменения, которые затронули частные музеи.
Как сообщили "ДП" в министерстве культуры РФ, сегодня в реализации программы "Пушкинская карта" могут участвовать организации культуры, которые зарегистрированы в качестве юрлица и передают отчётность в АИС "Статистика".
“
"Музеем может считаться только некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, включённых в состав музейного фонда Российской Федерации", — отметили в Минкульте.
Между тем игроки рынка говорят, что далеко не все частные музеи отвечают таким критериям, даже работающие давно и востребованные у публики.
На билетах не сэкономишь
Как рассказал "ДП" гендиректор ООО "Масштаб плюс" (Музей–макет "Петровская акватория") Алексей Струк, в 2023 году показатели выросли относительно 2022–го довольно значительно, прирост выручки составил не менее 20%. 2024 год остался на том же уровне, за исключением посетителей по "Пушкинской карте". В основном эти показатели достигнуты благодаря туристам, составившим в летний сезон главную аудиторию. "В нынешнем году, как мы предполагаем, будет продолжение роста, но меньшими темпами — хорошо, если он составит 10%", — добавил Струк.
По его словам, хотя музей поднимал в течение 2024 года цены на билеты для разных категорий, это вряд ли негативно влияет на популярность учреждения. Расходы на посещение достопримечательностей составляют небольшую долю в общей стоимости путешествия по сравнению с транспортом и гостиницей. "Мы на 40–50 рублей подняли цену, а билеты на поезд или на самолёт подорожали значительно сильнее", — подчёркивает Алексей Струк.
Частное учреждение культуры "Музей архитектурной художественной керамики “Керамарх”" имеет экспозицию в Петропавловской крепости — это партнёрский проект с Государственным музеем истории Санкт–Петербурга. Доходов от билетов учреждение не получает.
“
"По указанной выше причине у нас не было опыта работы с “Пушкинской картой”. Но так как мы состоим в Союзе частных музеев и коллекционеров, мы видим, что коллеги потеряли существенную часть аудитории и дохода. К счастью, многие не сдаются и сейчас занимаются решением юридических моментов, для того чтобы вновь получить доступ к программе", — сообщила "ДП" замдиректора музея "Керамарх" Анастасия Долгова. Она добавила, что востребованность и посещаемость экспозиции высоки и в нынешнем году их надеются увеличить за счёт новых выставок.
Дружеские связи
"В Санкт–Петербурге и Ленинградской области существует несколько десятков частных музеев. В основном небольших", — отметил в комментарии "ДП" основатель музея "Море чая" Александр Чудок.
По его словам, все они существуют за счёт энтузиазма своих основателей и, как правило, посвящены теме, хорошо им известной. По такой же модели существует и большинство частных музеев в мире.
“
"Государство у нас частным музеям не помогает. Правда, и не мешает. Сначала их допустили к участию в “Пушкинской карте”, но очень ненадолго. И исключили из этой программы, которая была для них хорошим подспорьем", — говорит предприниматель.
По его словам, "Пушкарта" привлекала молодёжь, которой теперь стало меньше, хотя и сейчас приходят группы школьников.
Впрочем, для предпринимателя это не основной бизнес. "Я занимаюсь чаеторговлей, а музей для меня — больше хобби и желание что–нибудь сделать для развития культуры чаепития и сохранения памяти о временах Великого чайного пути и российском купечестве", — рассказал Чудок. Его музей содержит примерно 1 тыс. экспонатов, каждый день через него проходят несколько экскурсий по 15 человек, с дегустацией "шести необычайных сортов чая".
Ранее Александр Чудок пытался создать Ассоциацию частных музеев Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Ассоциация помогла нескольким частным музеям получить аккредитацию по программе "Пушкинская карта" и даже спасла один из таких музеев от закрытия. Но юридического оформления организации так и не произошло — владельцы и основатели частных музеев не проявили стремления создать такое объединение. "Поэтому просто поддерживаем дружеские связи", — добавил эксперт.
Музей Ораниенбаумской электрической линии трамвая в здании подстанции (музей "Оранэла") тоже не работал с "Пушкинской картой". Как сообщил "ДП" создатель музея Сергей Баричев, причина в невысокой пропускной способности.
"По музею и зданию бывшей подстанции у нас ходят только группы на заказ (они нам приносят доход), а сборные группы проходят только 2 раза в месяц. А так ещё заметный доход от наших экскурсий по городу. Их у нас много", — рассказал предприниматель.
Также он отметил большую эффективность для небольших музеев городских мероприятий, таких как "Ночь музеев", "Дневные звёзды" и "Форум малых музеев".
Нет им числа
Точное число частных музеев в Петербурге подсчитать сложно из–за того, что они работают под разными организационно–правовыми формами. К тому же некоторые места, хоть и называются музеями, в большей степени похожи на магазины. В базе городских музеев, которую ведёт на портале открытых данных Петербурга комитет по развитию туризма, значатся 29 частных музеев. Плюс к этому Музей русской водки (Адмиралтейский район) отмечен там как некоммерческая организация.
Десять частных музеев расположены в Центральном районе, шесть — в Петроградском, пять — в Василеостровском, два — в Московском и один — в Невском районе. Последний — это музей "МузЭрос Pinkrabbit", который представлен как "один из самых крупных музеев эротики в мире". Точными и полными эти данные нельзя назвать при всём желании: некоторые музеи из списка ныне закрыты, а другие, работающие, там, наоборот, отсутствуют.
По данным системы "Контур.Фокус", по итогам 2023 года по выручке крупнейшими частными музеями (из числа тех, для кого основной вид деятельности официально — "деятельность музеев") были ООО "Производственно–образовательный центр “Гранд макет”" (601 млн рублей), АО "Эрарта" (239 млн), ООО "Небылица" (176 млн) и ООО "Планетарий 1" (173 млн). Сведения за 2024 год по выручке в системе ещё не обнародованы.