Четыре плюс пять: какие театры приедут на гастроли в Петербург в феврале и марте

Автор фото: архив театра "Шалом"

Театральные февраль и март пройдут под знаком гастролей московских театров. "ДП" подробно рассказывает об афишах театра "Шалом" и Студии Театрального Искусства.

Гастроли театра "Шалом", 12–16 февраля

"Шалом" впервые приезжает в Петербург и привозит четыре постановки — "Жирная Люба", "Исход", "Моня Цацкес — знаменосец" и "Поезд жизни". Благодаря руководству Олега Липовецкого, который осенью 2021–го возглавил театр, афишу основательно обновили.
Все показы пройдут на Новой сцене Александринского театра
Спектакль позиционируется как "спектакль для всей семьи", сделанный в жанре автофикшен, в котором соединяются художественный вымысел и реальные факты. Поставлен он по автобиографической книге "Жизнь номер 1".
Главного героя зовут Олег Любашевский, а вынесенное в название ранящее прозвище родом из далёкого прошлого. За полтора часа зрители вместе с протагонистом проживут целую жизнь — с начальной школы до выпускного класса. Здесь будет история влюблённости в самую красивую девочку в классе, история травли, психологического и физического насилия и — история преодоления, а по сути перерождения.
Справиться с уничтожающими, разрушительными обстоятельствами герою помогает любовь и безграничная поддержка семьи — мамы, папы и брата, бабушки и дедушки. Историю еврейского мальчика из крошечного карельского городка Питкяранта расскажет и покажет режиссёр и актёр Олег Липовецкий, чья книга как раз и легла в основу постановки.

"Исход" (18+), 14 февраля

Со спектакля Петра Шерешевского по пьесе Полины Бородиной началась перезагрузка "Шалома".
Однажды главный герой, находясь в том самом среднем возрасте, впадает в известный кризис и решает, что пришла пора перемен. Он бросает постылую работу, нелюбимую жену и больного сына и переименовывает себя ни больше ни меньше как в Моисея. Имя, как говорится, обязывает, и свежеиспечённый пророк собирается в путешествие, где столкнётся как с лучшими проявлениями человеческой натуры, так и с худшими, переосмыслит жизнь и, вероятно, пересоберёт себя.
Название спектакля прямо отсылает к известному библейскому сюжету, а метафорическая параллель между обитателем большого города и героем Ветхого Завета более чем прозрачна. Разве что сбежать современному герою удаётся не так уж и далеко. Его, "потерявшего" память, отправляют в психоневрологический интернат, где время пройдёт за беседами с врачами и пациентами и занятиями трудотерапией. "Земля обетованная" окажется больше фантомом, чем реальной возможностью стать по–настоящему свободным.

"Моня Цацкес — знаменосец" (16+), 15 февраля

История молодого литовского еврея, попавшего в советскую армию, отчасти автобиографична. Писатель Эфраим (Ефим) Севела подростком попал под бомбёжку во время эвакуации из родного Бобруйска, потерялся, прибился к артиллеристам и в качестве сына полка дошёл до Берлина.
Моня Цацкес не хочет и не знает, что такое воевать и тем более убивать, но волею обстоятельств становится знаменосцем и вместе с однополчанами пройдёт Великую Отечественную от и до. Севела рассказывает о том, что прекрасно знает сам: о жажде жизни и её ценности, о том, что необходимо сохранять в себе человеческое даже в совершенно противоестественных для человека условиях.
Спектакль сделан в жанре, балансирующем между "площадным театром" и "сторителлингом" ("рассказыванием истории"). Такое актёрское существование "без четвёртой стены" провоцирует прямой контакт актёра со зрителем.

"Поезд жизни" (16+), 16 февраля

Завершит гастроли спектакль Галины Зальцман. И тоже на животрепещущую тему.
Летом 1941 года до жителей небольшого местечка где–то в Восточной Европе дошли вести о жутких зверствах нацистов. На народном сходе решили, что спастись возможно посредством самодепортации. Сказано — сделано! Скинулись и купили поезд. А дальше дело за малым: найти немецких (!) солдат, которые должны охранять состав, якобы направляющийся в концлагерь.
Эмоции и чувства в "Поезде жизни" то и дело превосходят мыслимые границы: любовь, ненависть, страх, ярость, щедрость, тщеславие, стяжательство, себялюбие и, конечно, жажда жизни, способная превозмочь даже смерть. Эти фонтанирующие страсти рождают неожиданные сюжетные повороты и невероятные комические ситуации.

Гастроли Студии театрального искусства, с 18 по 29 марта

СТИ под руководством Сергея Женовача привезёт пять постановок — репертуарные хиты и свежие премьеры.

"Заповедник" (18+), 18 и 19 марта

Прозу Сергея Довлатова сложно назвать сценичной, но театральные режиссёры не оставляют попыток найти для неё конгениальную форму.
Главный герой Борис Алиханов трудится экскурсоводом в Михайловском и переживает внутренний разлад. Все перипетии старожилы труппы и недавние выпускники Мастерской Сергея Женовача разыгрывают в лаконичной декорации, созданной Александром Боровским. Два деревянных моста, поставленные крест–накрест, — ёмкая и многозначная метафора жизни как протагониста, так и практически любого человека, склонного к рефлексии и живущего в России. "Пушкин — соавтор нашего спектакля.
Через Пушкина Борис Алиханов проверяет себя, правильность своих отношений, мыслей, поступков, воспоминаний. Он стоит на пороге новой жизни, перед выбором, который может или не может изменить всё. А поэзия Пушкина выводит эту историю на другой уровень. Важно, что Сергей Довлатов начал писать повесть в пушкинском заповеднике. А закончил её в Америке, когда поступок был уже совершён", — рассказывает режиссёр спектакля Сергей Женовач.

"Мандат" (18+), 21 и 22 марта; "Самоубийца" (18+), 23 и 24 марта

Далее петербуржцы увидят дилогию по пьесам Николая Эрдмана, первой из которых в этом году исполнится 100 лет, второй лишь без малого век.
В "Мандате" — язвительной пародии на новые формы жизни, возникшие после прихода большевиков к власти, и на попытки тех, кто не так уж разделяет их взгляды, устроиться в изменившейся реальности или попросту выжить — Сергей Женовач уходит от мейерхольдовской традиции постановки и опирается на записи и черновики драматурга. В "Самоубийце" в центре сюжета оказывается "маленький человек", как и семейство Гулячкиных в первой эрдмановской пьесе, пытающийся спастись и защититься от грядущих репрессий доступными способами. Стоит отметить, оба текста звучат так, словно между сегодня и вчера не было никаких ста лет. И вот это свойство изумляет и пугает одновременно.

"Три сестры" (18+), 26 и 27 марта

В канун Международного дня театра и в сам праздничный день СТИ будет давать Чехова. А кого же ещё, как не драматурга, реформировавшего театр и ставшего одним из самых влиятельных авторов всего ХХ века?! Пересказывать сюжет драмы, написанной в 1900–м и с тех пор ставившейся несметное количество раз, нынче не имеет никакого смысла. Поэтому дадим слово режиссёру.
"“Три сестры” — это, может быть, самая жёсткая и трагичная история, рассказанная Чеховым. Как Маша говорит о Вершинине — “он казался мне сначала странным, потом я жалела его… потом полюбила…” Так можно сказать обо всех персонажах этой пьесы. Сначала они кажутся странными, потом начинаешь их жалеть, сочувствовать, понимать. И в итоге любишь их со всеми их слабостями, заблуждениями, откровениями. Начинаешь воспринимать их как близких людей. Без любви к ним не может быть этой пронзительной истории. Хочется вместе с ними подключиться к поискам смысла жизни. И при всём при этом потрясающее чувство юмора, присущее Чехову, остроумие и ирония", — говорит Сергей Женовач.

"Чеховъ. Вишнёвый садЪ. Нет слов" (18+), 28 и 29 марта

Завершит гастроли СТИ новейшая постановка и тоже по Чехову. Первое, о чём пишут и говорят буквально все: в роли Ермолая Лопахина на сцену выйдет Иван Янковский, за последние пару лет снявшийся, кажется, во всех резонансных отечественных сериалах. К "Вишнёвому саду" Сергей Женовач подбирался давно, в разное время поставив "Лешего", "Три года", "Записные книжки" и "Три сестры".
В постановке, премьера которой состоялась в сентябре прошлого года, основным выразительным средством становится молчание. Вместе с Иваном Янковским минимум слов задействуют Алексей Вертков (Гаев), Ольга Калашникова (Раневская), Юрий Горин (Фирс) и другие.