Донатная экономика: российские соцсети расщедрились на выплаты блогерам

Блогеры стали больше зарабатывать в российских соцсетях
Автор фото: vostock-photo

Блогеры на российских платформах стали больше зарабатывать, а пользователи — охотнее платить за контент.

Российские соцсети активно развивают монетизацию, предлагая блогерам новые инструменты для заработка. Пользователи всё охотнее платят за интересный им контент, в связи с чем доходы блогеров растут.
Кроме того, площадки стремятся привлекать авторов на эксклюзивной основе — тоже не бесплатно.

Как устроена монетизация российских платформ

VK недавно запустила программу поддержки авторов с небольшими сообществами от 1 тыс. до 100 тыс. подписчиков, обеспечивая фиксированные выплаты в размере 30 тыс. рублей при регулярном контенте. Также остаётся VK Donut, позволяющий авторам получать поддержку от подписчиков.
Telegram опирается на рекламную сеть "Яндекс", через которую блогеры зарабатывают на размещении объявлений. Также популярны донаты и подписные модели. Rutube и "Дзен" предлагают авторам доход от просмотров за счёт рекламных вставок.
YouTube, несмотря на все сложности, остаётся важной площадкой. Однако российские ютуберы вынуждены использовать сторонние схемы вывода средств, заработанных на платформе. Функционирующий чуть больше года видеосервис Nuum, запущенный МТС, в августе 2024 года ввёл специальный инструмент для авторов с YouTube–каналами от 100 тыс. подписчиков. При условии загрузки качественного контента на платформу блогеры могут получать от 10 тыс. до 200 тыс. рублей за одно видео. В выигрыше остаются обе стороны: сервис получает опытных, известных авторов с лояльной аудиторией, а блогеры — дополнительный заработок помимо YouTube.
"В 2024 году российские блогеры заработали 8,85 млрд рублей, а доход от монетизации вырос на 20% год к году (данные по “ВКонтакте”, Telegram и Nuum. — Ред.). Это связано с увеличением рекламных бюджетов в Рунете и развитием CPA/CPP–моделей. Проблема остаётся с YouTube: несмотря на популярность, российские авторы потеряли доступ к монетизации Google AdSense. Многие уходят на Rutube и “VK Видео”, но доход там пока ниже. МТС приобрели Getblogger, что может привести к интеграции инфлюенс–маркетинга в собственную рекламную экосистему", — комментирует свежие события на рынке блогинга CEO креативного агентства "Ближе" Татьяна Никишина.

Как площадки помогают блогерам зарабатывать

Заработки авторов во "ВКонтакте" в 2024 году выросли на 28%, до 7,1 млрд рублей. Как отметили в пресс–службе соцсети, в прошлом году компания расширила возможности для создателей контента: представила платформу VK AdBlogger для размещения нативных интеграций, новую программу монетизации видео, расширила функциональность VK Donut, обновила кабинет выплат и раздел статистики сообществ.
"С помощью VK Donut авторы заработали рекордные 1,4 млрд рублей — вдвое больше, чем в 2023 году. В сентябре создатели контента получили возможность ставить цели на конкретные сборы средств — этой возможностью воспользовались 43 тыс. сообществ. Самый крупный заработок с помощью целей составил 270 тыс. рублей", — отметили во "ВКонтакте".
Число платящих пользователей соцсети в 2024 году увеличилось в 11 раз. Популярными темами, привлекающими донаты, стали творчество, образование, музыка, видеоигры, k–pop и семейный контент.
"Одноклассники" тоже предоставляют авторам возможности заработка. Авторы получают деньги за каждый просмотренный пост их группы, отображаемый в ленте пользователей. Также блогеры могут зарабатывать, получая процент от рекламы, показанной в авторском видеоролике продолжительностью более минуты. Кроме того, авторы могут создавать эксклюзивные посты в своих группах только для платных подписчиков. Параллельно можно использовать несколько программ монетизации и зарабатывать на разных форматах контента.
"За прошедший год “Одноклассники” увеличили число авторов на платформе на 43%. Суммарно создатели контента в “Одноклассниках” в 2024 году на программах монетизации заработали на 34% больше, чем в 2023–м. В топ–5 тематик наиболее монетизируемого контента вошли кулинария, путешествия, рукоделие, садоводство и питомцы", — рассказали "ДП" в пресс–службе социальной сети.
К "Дзену" в 2024 году присоединилось более 1 млн новых авторов. Число создателей контента, монетизирующих материалы, выросло на 20% год к году, а количество тематических каналов превысило 3 тыс. Самая популярная тематика в 2024 году в "Дзене" — еда. На гастрономические каналы подписаны более 6 млн человек. Также в топ по числу подписчиков вошли каналы о путешествиях, юморе, фильмах и сериалах, автомобилях, шоу–бизнесе, спорте, стиле и моде, искусстве, культуре и науке.
"Среди факторов, которые повлияли на рост количества блогеров, монетизирующих контент, можно выделить запуск “Дзен Премиума”. Это новый инструмент, который мы запустили в декабре 2024 года. С ним авторы платформы с подключённой монетизацией могут публиковать контент под пейволлом и зарабатывать на нём", — прокомментировали в "Дзене".
За время закрытого тестирования "Дзен Премиума" блогеры заработали свыше 25 млн рублей, а число оформленных платных подписок превысило 20 тыс. В среднем топ–10 авторов, участвующих в бета–тестировании "Дзен Премиума", заработали 800 тыс. рублей. Чаще всего читатели платили за контент про красоту и стиль, рассказы и аналитику о происходящем в мире.

За какой контент готовы платить в соцсетях

Генеральный директор Pro–Vision Communications Владимир Виноградов отмечает, что интересы аудитории постепенно меняются. Вслед за этим меняются и блогеры. В связи с законодательными ограничениями из лент практически пропал разнообразный треш–контент. Кризис доверия переживают инфопродукты ("марафоны желаний" и т. п.).
При этом интерес пользователей к лайфстайл–блогам, юмористическому и семейному контенту растёт: людям важно видеть простые позитивные истории, не требующие глубокого погружения.
"Существует условное деление контента по площадкам. Telegram — это в основном динамичные ситуационные каналы, новостные, политические, о происшествиях. “ВКонтакте” — развлекательные блоги о стиле, путешествиях или покупках. “Дзен” — часто про нишевые увлечения и хобби. Rutube совмещает контент блогеров с контентом телеканалов", — рассуждает Владимир Виноградов.
По словам основателя инфлюенс–агентства Digital Church Марка Хлуднева, пользователи готовы платить за полезный и эксклюзивный контент. Это могут быть курсы, подробные гайды, вебинары — то, что даёт знания или навыки. Также хорошо покупают закулисные материалы (бэкстейдж), дополнительные выпуски, ранний доступ к контенту. Донаты и платные подписки работают, если у блогера есть лояльная аудитория, которая хочет поддерживать его творчество. Главное — ценность и уникальность, подчёркивает эксперт.
Как рассказал "ДП" основатель рекламного агентства NextUp Media и музыкального лейбла NextUp Music Иван Каялайнен, сейчас российские площадки активно привлекают блогеров на эксклюзивной основе: авторы контента делают платформу основной и за это получают выгодные условия сотрудничества. "Дзен" при этом делает упор на кулинарную тему, "Одноклассники" — на хобби, Nuum выбирает музыку и музыкантов. Платформы, специализирующиеся на вертикальных видео, предпочитают блогеров, которые качественно и интересно снимают короткие ролики, — акцент делается на развлекательный контент.