Честность измеряется в граммах: производители продуктов перестали хитрить с упаковкой

На полки российских магазинов начали возвращаться "честные упаковки"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
В февральском обзоре Центробанка "О чём говорят тренды. Макроэкономика и рынки" особое внимание было уделено парадоксу наблюдаемой инфляции.
"Каждый человек имеет свою собственную потребительскую корзину товаров и услуг. И оценка роста цены этой корзины, как правило, отличается от оценки инфляции Росстатом, которая делается для условного среднего домохозяйства. При этом мировая практика показывает, что субъективная оценка инфляции, как правило, выше фактической", — разъяснили экономисты, видимо уставшие от того, что их постоянно упрекают в "рисовании цифр".
Измерение инфляции — штука действительно непростая и противоречивая, недаром даже официальные ведомства зачастую расходятся в её оценках (пусть на десятые доли процента, но всё же). Однако есть другой процесс, который каждый из нас может вполне объективно наблюдать собственными глазами на полках магазинов. Это так называемая шринкфляция, она же даунсайзинг — уменьшение количества товара в упаковке при сохранении прежней цены. Это явление стало настолько массово распространено, что некоторые эксперты рынка называли шринкфляцию главным словом 2024 года для потребительского рынка.
Бутылки молока по 950 и даже 930 мл, плитки шоколада по 85 граммов, банки прохладительных напитков по 0,44 л — это стало настолько привычным, что даже почти перестало возмущать. Год с небольшим назад к решению проблемы даже попыталась подключиться Генпрокуратура. По её инициативе были внесены поправки в ГОСТ 8.579–2019, регулирующий фасовку товаров. Согласно этим поправкам продукты и напитки предписывалось фасовать по "честным" размерам — 250, 500, 1 тыс., 2 тыс. граммов. Касались эти рекомендации, правда, только тех, кто желал заявить о соответствии своей продукции ГОСТу.
И вот внезапно исследовательская компания NTech, регулярно замеряющая уровень шринкфляции, заявила, что темпы роста этого явления замедлились. В некоторых категориях продуктов (например, молоко и корма для животных) количество прибегающих к таким уловкам и вовсе перестало увеличиваться. То есть наблюдается пока ещё робкий, но всё–таки явный тренд на возращение к "честным упаковкам".
Может быть, на производителей действительно подействовала прокурорская инициатива. Но больше хочется верить, что они просто решили быть честнее со своими клиентами. В конце концов, честность за деньги не купишь, а вот не хватает её в современном мире весьма ощутимо.