Сократить экологические риски при строительстве и эксплуатации крупных промышленных и транспортных объектов можно. Для этого требуются совместные усилия бизнеса, властей и экологического сообщества.
Инцидент на борту загружавшегося мазутом в порту Усть–Луга танкера Koala, к счастью, не привёл к экологической катастрофе в этой части Финского залива. Но понервничать заставил многих. Ведь Лужская губа, где построен порт, это не только территория транспортной работы, это ещё и уникальная экосистема, чувствительная к внешним воздействиям. Очевидно, что возведённые здесь несколько лет назад терминалы будут развиваться. Значит ли это, что на местной природе можно ставить крест?
Похоже на мистику
Лужской губе "везёт" на техногенные аварии. Современная полоса невезения началась с чернобыльской катастрофы, когда радиоактивные осадки обильно выпали на территории Кингисеппского района. С 1986 года радионуклиды участвуют в трофических цепочках обитающих здесь организмов.
Из более свежих примеров можно вспомнить масштабный разлив бетона в посёлке Вистино, произошедший в 2020 году. Раствор вылился в окрестные леса. Более того, после того как началось устранение последствий этой аварии, в лесу оказалась новая порция бетона. Нештатная ситуация произошла на стадии "отладки технологического процесса". И это при том, что технология изготовления цементного раствора не нова, а бетонный завод работал в этих местах не первый день. Чем не мистика?
В том же 2020 году в нарушение договорённостей на местных терминалах началась открытая перевалка угля вместо обещанной беспылевой. Жители жаловались, что задыхаются от угольной пыли. Вмешиваться пришлось властям во главе с губернатором Ленинградской области Александром Дрозденко.
На прошлой неделе череду происшествий дополнил инцидент в порту. На танкере Koala произошёл взрыв в машинном отделении. Незадолго до ЧП на судно погрузили 130 тыс. тонн мазута.
Спустя несколько дней после этого случая в Кингисеппском районе, где находится порт Усть–Луга, случилось новое ЧП — зафиксировано тысячекратное превышение по нефтепродуктам и сотни ПДК по другим поллютантам в реке Нейме. Воды же указанного водотока через Хревицу, а потом Лугу попадают в Лужскую губу. Вся эта череда опасных инцидентов и процессов создаёт угрозу для природы.
Корюшка и орланы
Уникальность местных экосистем в том, что значительная часть берега Финского залива ещё не застроена и находится в относительно ненарушенном состоянии. Эталонная ценность указанных территорий обусловила создание на южном побережье Финского залива целого ряда особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Ближайшим к Усть–Луге региональным ООПТ является Кургальский заказник. Главная его фишка в видовом разнообразии местных природных сообществ. Здесь произрастают 750 видов высших растений, обитают 250 видов птиц, среди которых и самая большая хищная птица Европы — орлан–белохвост. Для сравнения: на территории всей Ленинградской области видовое разнообразие представлено примерно 1300 видами растений и 300 видами птиц.
В самой акватории Лужской губы проходит нагул популяций таких рыб, как корюшка, колюшка и салака. Река Луга является местом нереста лосося. Очевидно, что от выбранной экологической политики будет зависеть, вернётся ли благодаря рыборазводным и охранным мерам былое изобилие этого вида или о лососе можно будет забыть окончательно.
Судьба миноги в этой части Финского залива тоже в значительной степени зависит от того, что происходит в Лужской губе. А здесь параллельно идут два противоположных процесса. С одной стороны — при строительстве порта в ходе дноуглубительных работ было уничтожено множество зимовальных ям миноги, с другой — выпускаются мальки в акваторию.
Портовый гигант
Уникальность места в природном отношении накладывается на ценность территории в экономическом плане. Усть–Луга — крупнейший российский порт на Балтийском побережье и второй по величине в России. Продолжительность навигации без использования ледоколов здесь превышает 10 месяцев.
В минувший год, несмотря на санкции, портовые мощности вышли на докризисный уровень. Грузооборот порта за 2024 год составил 135 млн тонн. Показатель мог быть выше, но пропускная способность подъездных путей тормозит развитие порта. А раз так, то следует ожидать создания новых линейных объектов и, скорее всего, новых производств. Примером такой тенденции служит проект по созданию глинозёмного завода близ Соснового Бора. Естественно, экспортная деятельность данного производства будет в значительной степени замыкаться на порт Усть–Луга.
Значит ли это, что с природным разнообразием в этих местах покончено? Ни в коем случае, ведь в окрестностях порта происходили не только аварийные ситуации — достаточно примеров и того, как крупные инфраструктурные проекты могут приносить пользу окружающей среде.
Природные резервы
Чуть южнее от Усть–Лужского порта проходит газопровод "Северный поток — 2" (СП2), пересекающий территорию Кургальского заказника. На момент проектирования и строительства СП2 было высказано немало опасений по поводу возможного негативного воздействия данного проекта на экосистемы охраняемой территории. Однако по итогу воздействие оказалось кратковременным. Краснокнижные растения были пересажены в места со сходными условиями, а представители фауны получили компенсационные мероприятия. Например, такие, как выпуск мальков и устройство искусственных гнездовий, в том числе для того же орлана–белохвоста.
Учитывая геополитическую составляющую и масштабность проекта, как противники строительства, так и его заказчики привлекли к исследованию (каждый в своих целях) лучшие научные умы Северо–Запада. Итогом этого своеобразного соревнования стали масштабные научные исследования и многочисленные природоохранные мероприятия. Очевидно, что если бы трубопровод пошёл в обход ООПТ, столь пристального внимания этой территории уделено не было бы, а площадь самого заказника вряд ли была бы увеличена в качестве компенсации за вырубленные под просеку трубопровода деревья.
Функционирование трубопровода должно было в перспективе содействовать ещё целому ряду новых экологических проектов. Рассматривались вопросы заселения Белого озера раками (в своё время они были уничтожены эпидемией), программы по созданию в заказнике местной популяции нерестящихся осетровых, развитию экологического туризма и так далее. Впрочем, будут ли теперь в полном объёме реализованы данные проекты — большой вопрос, так как судьба СП2 туманна.
Присутствие крупных промышленных объектов рядом с ООПТ — это не только угроза техногенных катастроф, но и дополнительные финансовые вливания в природоохранные мероприятия. Соответственно, создание новых ООПТ вблизи Усть–Лужского порта могло бы способствовать усилению природоохранных мер в этом районе. Ключевым в данном вопросе является проведение специальных исследований местных экосистем, выявляющих редкие виды животных и растений, чьи ареалы обитания как раз и задают конкретные контуры охраняемых территорий. Очевидно, что ввиду интенсивного освоения окрестностей проведение таких исследований и создание новых заказников на прилегающих к портовым терминалам территориях в масштабах 47–го региона должны иметь первостепенное значение.