Несемейное бремя: новых налоговых реформ в России не предвидится

Идея семейного налогообложения вызвала переполох среди россиян
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Минфин РФ 18 февраля внезапно выступил с заявлением, что планов по корректировке основных параметров налоговой системы у ведомства нет.
Кратко пояснялось, что в текущих экономических реалиях никакой необходимости для внесения "концептуальных изменений" в налоговую политику нет, а сформированный в прошлом году бюджет на 2025–2027 годы предусматривает "устойчивые источники финансирования всех расходных обязательств, которые обеспечивают сбалансированность бюджетной системы".
Сообщение министерства тут же связали с заявлением директора департамента налоговой политики Минфина Данилы Волкова, который допустил корректировки из–за "реалий текущего момента", а также с предложением Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) ввести семейное налогообложение и индексировать пороги НДФЛ.
РСПП, в частности, предложил Минфину проработать такой механизм, чтобы доход гражданина для выплаты налога с него рассчитывался исходя из его семейного статуса и наличия иждивенцев. При такой схеме, например, в семье из работающих супругов с двумя несовершеннолетними детьми доход родителей суммируется и делится на четверых, что и учитывается при определении налоговой ставки.
Газета "Ведомости", узнавшая об инициативе РСПП, не уточнила, на какой опыт ориентировались в организации. Отмечалось лишь, что сейчас в России возникло "антисемейное налогообложение", когда жить одному куда выгоднее, чем обеспечивать семью. При этом известен опыт Франции, где для всех доходов семьи подаётся одна декларация, а у каждого члена семьи есть своя доля в домохозяйстве (у несовершеннолетнего — половина доли), через которую рассчитывается семейный коэффициент, применяемый к ставке подоходного налога. При таком подходе получается, что холостяки или одинокие люди без детей действительно платят гораздо больше, чем многодетные.
Впрочем, РСПП также предложил ежегодно индексировать порог дохода для повышенных ставок НДФЛ с учётом индекса–дефлятора: то есть ставка 13% распространялась бы в этом году уже на доход до 2,616 млн рублей в год (а не 2,4 млн рублей, как было определено ранее), а 22% — на доход от 54 млн, а не 50 млн рублей.
Подобные изменения действительно выглядят как концептуальные, а прогрессивная шкала НДФЛ и вовсе стала применяться лишь в 2025 году. Так что заявление Минфина можно счесть и хорошей новостью: новых налоговых реформ, похоже, пока не предвидится.