Услуги автосервисов в Петербурге подорожали на фоне роста числа китайских машин

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС

Автосервисы становятся очень выгодным бизнесом — и спрос, и цены на их услуги неудержимо растут. Но компаниям приходится считаться с растущими зарплатными запросами сотрудников.

Автолюбители Петербурга стали чаще пользоваться услугами автосервисов. За последний год вырос не только спрос, но и средний чек, а самих точек стало больше. По данным аналитического центра "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД", в 2024 году медианная цена в автосервисах Петербурга составила 5113 рублей, что на 16% выше уровня прошлого года. Число покупок выросло на 9% в сравнении год к году.

По пути в сервис

Член правления Союза автосервисов, заместитель генерального директора "ЕвроАвто" Илья Плисов отмечает, что в 2022 году в России официально работало и сдавало отчётность с соответствующим ОКВЭД 23,6 тыс. сервисов. В 2023–м их стало 24,8 тыс., а в 2024–м — 25,8 тыс. В Петербурге за прошлый год количество автосервисов выросло с 1128 до 1218. При этом городской объём автосервисного рынка составил 51,3 млрд рублей против 42,5 млрд годом ранее.
"По стране ситуация аналогичная, число автосервисных предприятий росло по 3–4% ежегодно. В статистике не перечислены шиномонтажи и другие специализированные сервисы, работающие по другим ОКВЭД. Из последних значимых изменений числа предприятий вспоминается 2021 год, когда количество зарегистрированных юрлиц упало в среднем на 30% после отмены ЕНВД", — добавляет Илья Плисов.
По его словам, спрос на ремонт растёт в момент ухудшения ситуации с обновлением автопарка. Рост кредитов, подорожание автомобилей, дефицит на рынке — все эти тренды заставляют продлевать срок владения автомобилем, а старые машины требуют более дорогого и частого ремонта и обслуживания.
"Если от дефицита нас несколько избавил китайский рынок и усиление позиций Автоваза, то можно сказать, что в 2025 году потребности в ремонте поднимутся на несколько процентов благодаря утильсбору и курсу валют", — говорит эксперт.
Тем не менее есть вероятность, что уже в этом году может произойти снижение предпринимательской активности. Руководитель отдела маркетинга сети автосервисов ZetAuto Алмас Гаджиев уточняет, что, по их данным, объём рынка в 2022 году составил 31,4 млрд рублей, а к 2024–му вырос до 49,3 млрд. Новые автосервисы продолжают открываться, но этот рост во многом обусловлен "инерционными" тенденциями, сложившимися в период 2022–2024 годов.
"В 2025 году этот рост будет не таким заметным, как за предыдущий период. Наблюдается охлаждение спроса. Мы рассматриваем возможность расширения нашей сети в Петербурге, но только после тщательного анализа текущей ситуации, так как рынок начинает демонстрировать признаки насыщения", — говорит Алмас Гаджиев.
Он добавляет, что в 2022–2024 годах автовладельцы действительно стали чаще обращаться за ремонтом. Это было связано с увеличением среднего возраста автомобилей и отсутствием доступных новых машин европейских, американских, корейских и японских брендов. Однако к концу 2024 года спрос несколько снизился, так как многие автовладельцы начали переходить на китайские автомобили, которые требуют иного подхода к обслуживанию.
"С ремонтом китайских автомобилей у многих автосервисов возникают сложности: недостаток квалифицированных специалистов, дефицит оригинальных запчастей и отсутствие наработанных ремонтных технологий для этих марок", — добавляет Гаджиев.

Красота в цене

Средний чек в сети автосервисов ZetAuto в 2024 году увеличился на 26% по сравнению с 2023–м. Это связано в основном с удорожанием запчастей из–за логистических сложностей и изменения структуры рынка после ухода европейских производителей. Кроме того, увеличились затраты на оплату труда специалистов, общие операционные расходы.
"Мы ожидаем, что в ближайшее время рынок автосервисных услуг будет адаптироваться к новым реалиям, включая рост популярности китайских автомобилей. Однако для этого потребуется время и инвестиции в обучение специалистов, а также налаживание поставок запчастей", — добавляет Алмас Гаджиев.
Илья Плисов отмечает, что в общей стоимости ремонта значимую часть составляет фонд оплаты труда, материалы и запчасти, а также арендные платежи. За последние 2–3 года ежегодный рост по всем показателям составляет 10–15%. Отдельно запчасти год к году подорожали примерно на 4%.
Руководитель по работе с физическими лицами компании "Страховой брокер AMsec24" Максим Колядов замечает, что за последние 2 года наблюдается рост стоимости не только ремонта, но и детейлинг–услуг, которые в свою очередь становятся всё популярнее у автомобилистов.
"Увеличение числа автомобилей на дорогах и рост интереса к их сохранению в хорошем состоянии способствуют развитию этой сферы. Детейлинг как более специализированная услуга привлекает клиентов, стремящихся улучшить внешний вид и защитить лакокрасочное покрытие автомобиля", — поясняет он.
Эксперты аналитического центра "Чек Индекс" добавляют, что владельцы новых автомобилей чаще обращаются в сервисы не только за плановым ТО, но и за услугой косметической обработки — прежде всего нанесения антигравийной плёнки, чтобы обеспечить более долгий срок службы лакокрасочного покрытия и высокую остаточную стоимость машины. Владельцы подержанных автомобилей чаще обращаются за кузовным ремонтом, заменой базовых запчастей и расходников.

Никуда не делись

По данным "Авито", продажи автозапчастей в Петербурге во втором полугодии 2024–го выросли на 6% в сравнении с аналогичным периодом 2023 года. Значительнее всего за год выросли компоненты для китайских машин Exeed — во втором полугодии 2024 года их покупали в 6 раз чаще, чем в аналогичном периоде прошлого года. Далее следует Changan с ростом продаж в 4 раза. На 63% увеличились продажи запчастей для китайского бренда Haval. Также в пятёрку лидеров вошли Chery с ростом на 63% и "Москвич" — на 56%. Также в этом году начали активно покупать новые для российского рынка бренды из Поднебесной — Omoda и Jetour.
Однако по доле продаж в Северной столице всё ещё доминируют автокомпоненты для BMW. На них пришлось 5% продаж, за год их стали покупать чаще на 28%. Следом — запчасти южнокорейских производителей Hyundai и Kia, замыкает топ–3 Mercedes–Benz.
Председатель Региональной ассоциации станций технического обслуживания (РАСТО) Ольга Селезнёва рассказала "ДП", что, по их оценкам, всё подорожало практически в 2 раза. Кроме того, приходится постоянно повышать зарплаты, так как специалисты уже не готовы работать за те же деньги.
"Сегодня курьеры получают 150–200 тыс. рублей, а квалифицированный инженер — 80–100 тыс. рублей. Поэтому люди вынуждены идти на те неквалифицированные рабочие вакансии, где больше платят. Ситуация не в нашу пользу. Европейские производители автозапчастей ушли, на их место пришли карманные бренды сомнительного качества. Формируется рынок российских запчастей, но это достаточно долгий, непростой, инвестиционный путь. Поэтому, к сожалению, ремонт автомобиля гораздо дороже обходится конечному потребителю", — заключает Ольга Селезнёва.