Кнопка для галочки: новая идея борьбы с мошенниками может оказаться бесполезной

Проблему телефонных мошенников в России решит жёсткая ответственность банкиров
Автор фото: Антон Ваганов / "ДП"
В прошлом году мошенникам удалось похитить у клиентов банков 27,5 млрд рублей, что на 74% больше, чем в 2023 году, — признал на днях ЦБ РФ. Это больше 27 годовых бюджетов Гатчины или доходы казны Великого Новгорода более чем за 3 года.
Видимо, поэтому на конференции "Кибербезопасность в финансах", состоявшейся на прошлой неделе в Екатеринбурге, глава ЦБ РФ во всеуслышание заявила о новой мере борьбы с мошенниками — специальной виртуальной кнопке в банковских приложениях крупных банков для экстренной фиксации случаев мошенничества. Заработать она должна уже осенью этого года.
Но хотя в публикациях самых различных СМИ тут же замелькало словосочетание "волшебная кнопка" — на самом деле ни о каком волшебстве речь не идёт. Ведь эта мера лишь позволит пострадавшему клиенту "быстро получить нужную справку для обращения в полицию". Не отменить операцию, проведённую под давлением мошенников, не сообщить в тот банк, куда отправились деньги, о необходимости их экстренно заблокировать. А лишь облегчить обращение с заявлением в полицию. Что совершенно избыточно. И не потому, что, согласно данным того же ЦБ РФ, в структуры МВД обращаются лишь 30% пострадавших от действий мошенников клиентов. А потому, что любой гражданин страны и так может оперативно и без каких–либо банковских кнопок или справок подать в полицию онлайн–заявление. С помощью сервиса "Приём обращений" на сайте, например, ГУ МВД РФ по Санкт–Петербургу и Ленобласти.
Но дело ведь не в регистрации и учёте очередного невозвратного платежа или кредита, средства которого утекли на "безопасный счёт". Если мы ведём речь про настоящую борьбу с мошенниками, то здесь в первую очередь необходима превентивная работа и отказ от привычных практик наилучшего сервиса. Никто не мешает уже сейчас, без какого–либо изменения законодательства и волшебных кнопок, не исполнять платёжное поручение частного лица мгновенно, а делать это только спустя 8–12 часов. Принять за внутреннее правило, что выдача накоплений и оформление кредитов людям пожилого возраста не оформляются в режиме онлайн и требуют обязательного посещения банковского офиса.
А вот что раз и навсегда решит проблему телефонного мошенничества, как пояснил автору этих строк начальник службы безопасности одного петербургского банка, — так это персональная ответственность банковских менеджеров и топ–менеджеров за осуществление финансовых операций в адрес мошенников и их сообщников.