Психологам собираются запретить работать без высшего образования. Эксперты считают, что требования закона могут оказаться избыточными и с регулированием лучше справится профессиональное сообщество.
В нижнюю палату парламента внесён законопроект, призванный отрегулировать рынок психологической помощи. Согласно документу, работать с людьми смогут специалисты с высшим психологическим образованием, а также те, кто имеет непрофильное высшее и дополнительное образование по программам профпереподготовки (в этом случае нужно будет подтвердить уровень знаний). При этом психологам будет необходимо повышать квалификацию не реже 1 раза в 5 лет.
Закон должен вступить в силу с 1 марта 2026 года, но тем, кто имеет только переподготовку, позволят работать до 31 декабря 2029 года. Предполагается, что за это время они получат профильное образование. С 1 января 2030 года осуществлять частную практику психологи смогут после 3 лет трудового стажа.
Подозрительные курсы
Тема регулирования рынка психологической помощи назрела давно. Но за последние примерно 10 лет эксперты так и не пришли к консенсусу, как должен выглядеть закон, чтобы учитывать все нюансы профессии. Сейчас наряду с дипломированными специалистами психологами нередко работают люди, прошедшие краткосрочные курсы и не обладающие достаточными знаниями. Курсов переподготовки слишком много, и они сильно отличаются по качеству и длительности обучения. Основное внимание на них уделяется специальным предметам, что делает обучение целенаправленным и ускоренным.
“
"Платформы и агрегаторы, на которых психологи ищут клиентов, практикуют отбор дипломов: они принимают документы только от проверенных учреждений. Однако на государственном уровне таких требований пока нет", — отмечает руководитель направления "Медицина и психология" образовательной онлайн–платформы "Нетология" Евгений Машковский. Минимальный объём программ переподготовки сейчас по закону составляет 250 часов, и этого очевидно мало.
Закон может определить правовые основы деятельности и дать возможность формирования нормативно–правовой базы деятельности психологов. Это должно минимизировать риски некачественных услуг.
Президент Ассоциации когнитивно–поведенческой психотерапии (КПТ) Дмитрий Ковпак согласен с тем, что специалисту необходимо иметь высшее профильное образование, чтобы оказывать качественную психологическую помощь.
"Отсутствие академической базы создаёт основу для эффекта Даннинга — Крюгера, суть которого заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень компетенции, начинают мнить себя знатоками в этой профессиональной области, при этом делая ошибочные выводы и принимая неудачные решения, но не осознавая своих ошибок из–за неполноты знаний, умений и навыков. Профильное образование покажет горизонты развития и даст минимальную базу для оценки компетенций, а также мотивацию для их развития", — уверен эксперт.
Диплом не гарантия...
Как сообщила "ДП" заместитель директора по научной деятельности НИУ ВШЭ Санкт–Петербург, председатель этического комитета Российского психологического общества Лариса Цветкова, в этический комитет поступают жалобы на некачественные услуги психотерапии. Чаще оказывают их те, кто не состоит в профессиональных сообществах.
"Это следствие доступного низкокачественного образования. В интернете много рекламы дистанционного обучения: люди проходят краткосрочные курсы и называют себя психологами. Мы считаем, что психологическое образование не должно быть возможным ни в заочной, ни в дистанционной форме. Законопроект защищает и граждан, и квалифицированных специалистов", — подчёркивает эксперт.
Впрочем, бывает и так, что у психологов нет профильного высшего образования, но есть опыт успешной работы. По мнению Цветковой, им нужно дать возможность легализовать свой статус в государственных вузах.
Среди практикующих психологов действительно можно найти людей без высшего образования, но обладающих знаниями и работающих эффективно, как и тех, кто получил диплом высшей школы, но не обладает компетенциями. И это не говоря о том, что для психотерапии важен жизненный опыт. Чаще профессию выбирают как раз те, кто уже попробовал себя в чём–то ещё.
Доцент кафедры социальных технологий Президентской академии в Санкт–Петербурге Инга Бурикова считает важным "не рубить сплеча" и не подходить к деятельности психологов через введение лицензирования и дополнительной аттестации. Потенциально это может привести к коррупции, а также создаст препоны для деятельности психологов. При этом не факт, что вырастет качество услуг.
“
"Есть много хороших школ, где учат консультированию, но не выдают диплом гособразца. Смогут ли они продолжать свою деятельность? Важна осторожность, просвещение населения и повышение грамотности потребителя: человек имеет право запрашивать у психолога документы об образовании, это нормально. При этом введение лицензий и сертификаций может оказаться уже перебором", — полагает эксперт.
Кто должен заняться регулированием рынка услуг, чтобы на выходе их качество выросло, а профессия развивалась? Эксперты считают, что в силу специфики рынка делать это под силу исключительно профессиональным сообществам и саморегулируемым организациям.
Вице–президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и национальной ассоциации "Союз психотерапевтов и психологов" Анна Данилова указывает, что психотерапевты работают в рамках различных методов. Всего их сегодня более 50. Знаниями по всем модальностям не обладают даже профессора. Поэтому актуален вопрос — каким образом можно будет проверить знания всех психологов в рамках независимой оценки квалификации? Важно отметить, что в соответствии с законом "О независимой оценке квалификации" от 03.07.2016 №238–ФЗ, профессиональный экзамен проводится по инициативе соискателя и за его счёт. Обязывать к этому, соответственно, нельзя.
Каждый на счету
Управляющий партнёр JTLconsulting психолог Юлия Ченцова уверена, что кроме закона требуется разработать профстандарт психолога; установить более жёсткие требования к образовательным организациям в части оказания образовательных услуг в психологии.
Вместе с тем резкие ограничительные меры не дадут положительного результата.
“
"В ближайшие годы в психологической помощи и поддержке и психотерапии будет нуждаться огромное количество людей (в том числе участники СВО и их семьи). Важно, чтобы законодательство не осложняло работу профессионалов и не привело к их дефициту на рынке. Нам нужны и важны профессионалы разной квалификации. Сегодня каждый специалист на счету", — отметила Анна Данилова.
В связи с тем, что спрос на услуги только растёт, возникают опасения разрастания серого рынка, который, впрочем, и так процветает.