Растущее количество гоночных объектов в мире и повышение интереса к автоспорту, а также технологические новшества в индустрии увеличивают популярность картинга по всему миру. Подхватил ли тренд Петербург, рассказала владелец и идейный вдохновитель клуба Primo karting Елена Баландина.
Как вы пришли в эту сферу?
— Случайно (улыбается). Ранее я работала в Москве и запускала бизнесы для других предпринимателей. Но около 18 лет назад меня пригласили в Петербург открыть картодром. Именно поставить бизнес. Дальше я планировала ехать в Калининград, где надо было уже строить гостиницу по запросу другого клиента. Но Северная столица в себя влюбила — своей неповторимой, манящей атмосферой. Осталась здесь — и открывала практически каждый картодром в Петербурге. А потом поняла, что моё видение этого бизнеса отличается от того, как его представляет наниматель. Поэтому я решила создать отличный от существующих на рынке проект. Нашла в команду профессионалов — каждого в своей сфере, но обязательно тех, с кем мы видели развитие площадки одинаково, смотрели в одну сторону.

Елена Баландина, владелец и идейный вдохновитель клуба Primo karting
И в чём было кардинальное отличие?
— Для меня бизнес — это самая интересная сфера, в любой структуре. И я точно знаю, что главное — его правильно построить, проникнуться им — и уже в процессе работы предлагать те вещи, которые другие игроки на рынке не могут дать. То есть моё решение не было продиктовано любовью к гонкам. На предыдущем месте работы основной задачей было расширение, то есть требовалось построить сеть в короткие сроки. Я считала, что при таком подходе мы теряем качество. В этой сфере нужен контакт с гостем, обязательна постоянная обратная связь — в таком случае у проекта появляется собственный узнаваемый характер, формируется своя культура. Обезличенные "штампы" здесь не дают нужного бизнес-эффекта прежде всего.
Команда в таком проекте должна быть такой же надёжной, как механизм гоночной машины. И здесь важна слаженность работы всех элементов системы. Несмотря на то что в коллектив я набираю исключительно творческих людей — каждый из них чётко выполняет свою функцию. А моя основная задача — обеспечивать стабильность работы, закрывать все насущные вопросы. Это как четыре ведущих колеса — все топовые и у всех одна цель: повышение качества услуги, которую мы предлагаем в сфере развлечений.
Растёт спрос на эту услугу?
— Когда я начинала заниматься картингом, про такой вид спорта и развлечений знало не более 20% россиян. Сейчас мы уже говорим про большинство, и, что очень приятно: массовость растёт, услуга становится более популярной.
Есть две основные категории посетителей: семейные, для которых это развлечение, и люди, которые борются — со своими соперниками, со своими личными рекордами по времени. Становится больше детей. И, конечно, много спортсменов. Потому что у нас единственный проект в Петербурге и, скорее всего, в России с определённым покрытием — специальным асфальтом для закрытых картинговых трасс.
Интерес корпоративных клиентов тоже повышается?
— Скорее не снижается. Ранее было много запросов со стороны европейских компаний — на Западе культура картинга развита хорошо и давно. Кроме того, это не самый дешёвый вариант проведения корпоратива. Но тем не менее спрос от компаний высок: поток гостей практически не сократился, однако уменьшилось количество бронируемых часов. Бизнес ценит результат от такого времяпрепровождения команды: здесь есть и соревновательный момент, и тимбилдинг — команда развивается. Человек может состязаться с самим собой или с коллегами, и люди раскрываются по–разному. Но эмоции здесь точно не скроешь. И гость как минимум на несколько дней заряжается этим драйвом.
Конкуренция в этом сегменте в Петербурге высока?
— Сложный вопрос. Дело в том, что в этом бизнесе часть проектов работает только в летний сезон. Это открытые площадки — и да, часть аудитории они "забирают" начиная с поздней весны. Много картодромов в разных районах города, которые находятся в подвалах, их основное преимущество — территориальная близость к дому для потенциального клиента. Но там нет специализированного покрытия, которое бы позволяло заниматься и готовиться к соревнованиям по картингу спортсменам, планирующим дальше пойти в большой автоспорт. К нам же, например, с этой целью приезжают ребята из Выборга со своим тренером. То есть говорить о конкуренции в чистом виде — когда проектов с уникальными характеристиками на рынке не так много — будет не очень корректно.
Кстати, про оснащение проектов: индустрия столкнулась со сложностями?
— В России пока нет хорошего производителя картов, которые смогли бы сравниться с европейскими машинами по уровню надёжности и безопасности. Однако как раз в последние годы появились компании, изготавливающие качественные запчасти — и сегодня мы их закупаем здесь. Но сами карты предпочитаем французские. Мы всю технику обновили до 2022 года — пока её ресурс не исчерпан. Дальше будем решать в зависимости от ситуации.
Что касается программного обеспечения, оно у нас тоже европейское — и такая система в России представлена только у нас и в Казани. С ней проблем не возникло. Опять же рынок картинга не такой большой и лояльность производителя объяснима.
Что бы вы назвали самым сложным в этом бизнесе?
— Люди, которые не следуют технике безопасности или не слушают инструктаж. Для многих посетителей это прежде всего развлечение. В качестве возражения они используют табличку с надписью "аттракцион", не уделяя должного внимания его возможной травмоопасности. Это категория гостей, для которых врезаться в кого-то на трассе, толкнуть — веселье. Поэтому мы разделили детские и взрослые заезды.
Около 2 лет назад картинг отнесли к сфере развлечений — и от этого мы сейчас очень сильно страдаем. Конечно, пока в России нет сформированной культуры картинга. Надо над этим работать. В том числе помогут единые стандарты для проектов по всей стране.
А их нет?
— Нет. Ни в части правил поведения на площадке, ни в части строительства картодромов. Вот это самое плохое. Нужны определённые технические регламенты, нормативы для создания таких площадок. И, конечно, хочется, чтобы они были современными, с высоким качеством услуг. На данный момент все существующие картодромы в Петербурге создавались, исходя из тех параметров и условий, которые предлагала та или иная площадка, где они разместились. Оптимальный вариант — отдельно стоящее здание, специально созданное по техзаданию и нормативам для картодрома.
Чтобы сделать всё правильно, нужно своё помещение. Невозможно "сидеть" на 11-месячных договорах аренды и делать вложения, которые никогда не отобьются, при этом по истечении срока контракта вас могут попросить освободить площадку. Мы сейчас ждём получения документов на земельный участок, чтобы реализовать проект, соответствующий всем требованиям и мировым стандартам.
И это имеет важную задачу: такое развлечение прежде всего может приносить пользу обществу. Почти каждому из нас иногда хочется погонять, почувствовать скорость, способность управлять процессом. Лучше, если все это будут делать не на дорогах общего пользования, а на вот таких специализированных трассах: открытых, закрытых — без разницы. Давать выход азарту — и возвращаться к нормальной жизни в привычном ритме.