Новые штрафы для агрегаторов такси вызвали неоднозначную реакцию перевозчиков

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

В Думе придумали новые штрафы для агрегаторов такси.

Внесённый в верхнюю палату законопроект предлагает вывести в отдельный состав и увеличить административную ответственность для юрлиц за введение потребителей в заблуждение относительно качества и безопасности услуги перевозки в такси. Авторы инициативы хотят ввести ответственность за передачу заказа такси лицам, не имеющим действующего разрешения (если оно аннулировано или приостановлено), а также не соответствующим иным требованиям, например если они не имеют права на управление транспортным средством категории "В" в течение трёх и более лет.
За первичное нарушение штраф для ИП собираются установить до 50 тыс. рублей, для юрлиц — до 500 тыс. рублей, за повторное для ИП — до 100 тыс. рублей, для юрлиц — до 700 тыс. рублей. Штраф для водителей предлагается увеличить с 5–15 тыс. до 15–20 тыс. рублей.
Требования к водителям такси перечислены в ст. 12 №580–ФЗ от 29.12.2022. Основные: трёхлетний стаж управления транспортным средством категории "В" и отсутствие медицинских противопоказаний. Кроме того, неуплаченные административные штрафы (более трёх) за совершение правонарушений в области дорожного движения, а также наличие неснятой судимости за ряд преступлений исключают допуск к перевозке пассажиров.
Управляющий директор такси "Ситимобил" и "Таксовичкоф" Дмитрий Коваленко рассказал "ДП", что агрегаторы и так несут ответственность за допуск водителей, не соответствующих требованиям.
"Каждый перед выдачей водителю доступа к заказу проверяет соответствие требованиям закона. Что касается юрлиц–перевозчиков, то данная мера будет излишней и ещё больше увеличит теневой рынок такси", — прокомментировал он.
По логике, информирование потребителя не может повлиять на качество услуги или её безопасность, уверены эксперты. Также таксопарки не застрахованы от ситуаций, когда "проверенный" водитель перед выходом на смену передаст управление машиной другому человеку или, например, употребит алкоголь. Логично, что ответственность за услугу должен нести перевозчик, а не только агрегатор.
Управляющий партнёр ЮК "Варшавский и партнёры" Владислав Варшавский называет инициативу запоздалой: ужесточать регулирование необходимо было как минимум с 2021 года.
"Основная категория исков в Петербурге связана с причинёнными при ДТП травмами пассажирам такси. Суды исходят из того, что, поскольку именно агрегатор принял заказ на перевозку и фактически предоставил транспортное средство и компания оказала услугу, то помимо того, кто причинил вред, компенсация взыскивается и с сервиса", — говорит он.