Больше чем спорт: как премиальные фитнес-залы задают новые стандарты индустрии

Автор фото: Лиза Апачиди

По данным Национального фитнес-сообщества России, на январь 2025 года в стране средняя стоимость годового абонемента в фитнес-клуб премиального сегмента составляет порядка 150 тыс. рублей. В высоко актуальных проектах цифра гораздо выше, уточняет основательница бренда Chisla и адепт комплексного подхода к здоровью Мария Фурсова. Эксперт рассказала "ДП", как создаются спортзалы будущего.

Какова сегодня ситуация в премиальном сегменте фитнес-индустрии Петербурга? И в чём именно конкурируют клубы: сервис, разнообразие опций, подход к тренировкам?
— Я считаю, что этот рынок в Петербурге не дозаполнен. Но чтобы работать в этом сегменте, надо действительно понимать требования клиента. Уверена, что в ближайшем будущем первые места займут клубы, которые смогут предложить сочетание комплексного подхода к продукту, многофункциональной инфраструктуры, сервиса высокого уровня и первоклассного квалифицированного персонала. Кроме того, комфорт, конфиденциальность и безопасность клиентов должны быть в приоритете.
Сегодня ценится смешанная концепция, которая позволяет клиенту выбрать абсолютно любое фитнес-направление и в целом закрывает все потребности человека, который заботится о своём здоровье. В одном месте должны быть доступны и тренировки, и спа, и аквазона, и ресторан здоровой пищи. И, конечно, эксклюзивные предложения.
Мария Фурсова, основательница брнеда Chisla и адепт комплексного подхода к здоровью
Автор: Лиза Апачиди
Чего хочет современный клиент?
— Запрос в высоком ценовом сегменте — это эмоции, которые человек получает в том или ином проекте. Потому что в "премиуме" мы продаём не только услугу. Мы продаём эмоцию. Это уже экономика впечатлений. Поэтому так важен высококлассный сервис, качественный тренерский состав. И, повторюсь, комплексный подход — человек хочет увидеть результат. А его даёт именно системность в заботе о своём здоровье.
Интересные тренды, инновационные подходы отслеживать тоже важно, но выбирать надо действительно эффективные. Например, караоке во время сайкл-тренировок: это не просто повышает ритмичность занятий и уровень позитива, но прежде всего благотворно влияет на нейропластичность мозга.
Для молодых проектов, наверное, большое значение имеет грамотная маркетинговая стратегия?
— Считаю, что в премиальном секторе работает сарафанное радио и ничто другое. Один довольный клиент приведёт ещё 10 людей, которых он захочет видеть рядом с собой на тренировках. Кроме того, довольно эффективная имиджевая история — это наружная реклама. Также в продвижении могут быть полезны коллаборации: например, с интересными ювелирными брендами, подразделениями premium и private banking. Тем более, многие банки в последнее время включили абонементы в фитнес-клубы — позволяющие получить спортивные, wellness и бьюти-услуги — в линейки нефинансовых привилегий для премиальных клиентов.
Эксперты уверены, что в последние годы сама роль спортивного зала в жизни человека меняется — поэтому многие проекты уделяют особое внимание развитию комьюнити. Вы поддерживаете этот тренд?
— Сильные комьюнити в фитнес-индустрии были всегда. Да, сегодня клубы стали больше внимания уделять их развитию, создавать специализированные проекты, предложения, интересные членам сообщества, — в том числе вне темы спорта. Это является сейчас мощным инструментом маркетинга.
В сети Chisla тоже есть частный закрытый клуб для наших клиентов. И его деятельность — отражение миссии, которую я заложила во все проекты сети: она заключается в повышении качества жизни не только в сфере здоровья и красоты, но также через духовное и культурное насыщение. Истинная красота базируется на хорошем воспитании и образовании. Только так достигается синергетический эффект. Поэтому члены нашего клуба совместно посещают знаковые культурные события, выставки, музеи, кинотеатры, лекции от интересных спикеров.
Интеграция современного искусства во все мои проекты — часть этой миссии. Хочется двигать прогресс в нашем городе. И такая задача тесно связана с названием бренда: в 1930-х годах во Франции для российской эмиграции выпускался журнал Chisla, где публиковались поэты, писатели, художники, Серебряного века. И, кстати, в прошлом году мне наконец-то удалось найти и выкупить 10 оригинальных выпусков. Уже подготовлена презентация журналов для членов закрытого клуба. Кроме того, сейчас в спортзале открыта выставка работ модного современного деятеля искусств из Петербурга Сергея Кретенчука. Для нас это первый проект такого характера — но в дальнейшем мы будем проводить выставки на постоянной основе.
Учитывая необходимость в многопрофильной концепции и запросы клиента — сложно ли сегодня найти подходящие объекты недвижимости под создание фитнес-клуба премиум-класса?
— Мой клуб перепроектирован из того, что функционировал на этом месте ранее. Причём реконструкцию команде требовалось осуществить в рекордно короткие сроки — 4,5 месяца. Но мы планируем расширение сети — и я рассматриваю предложения рынка недвижимости на перспективу. Важны локация, наличие достаточно большой парковки, параметры здания. Действительно подходящих под все требования объектов немного.
А есть ли особенности дизайна помещений?
— Для других брендов стандарты, возможно, есть. Многие прибегают к услугам известных архитектурных бюро — в том числе, используя это как маркетинговый ход. Я же делала всё, основываясь на своём вкусе — потому что создавала этот проект прежде всего для себя и своей семьи.
Считаю, что дизайн должен быть лаконичным, а интерьер — светлым. Поэтому, кстати, при выборе здания мы смотрим в том числе на высоту потолка и размеры окон. Кроме того, необходима единая концепция — и в этом проекте я её выстраивала на основе биофилик-дизайна, то есть создания экологичного пространства, способствующего улучшению психологического и физического состояния за счёт сочетания природных элементов и архитектурных решений.
А саму идею подал случай: я увидела напольную плитку, узор которой показался схож с замороженной поверхностью северных морей и океанов. Так родилась концепция. В холле у нас есть арт-объект: хвост кита пробивает толщу льда. Для меня это олицетворение мощи человека: когда есть цель — нет никаких препятствий. Я считаю, что нет ничего невозможного. И тем более, приходя в спортзал, человек обретает место силы. Какую конкретно развивать — позволит решить разнообразие программ. Это может быть сила духа — и mind-направление: йога, пилатес. Или сила тела — скалолазание, тренажёрный зал. Может, сила воды — тогда помогут тренировки в аквакомплексе. Но, конечно, желательно все виды этих направлений грамотно сочетать.
И здесь опять же важна команда: эксперты говорят, что фитнес-индустрия испытывает серьёзный кадровый голод…
— Премиальный сегмент — в особенности. Очень сложно найти администраторов и линейный персонал. Тренерский состав должен быть по-настоящему уникален. По подсчётам экспертов, в премиальном сегменте с персональным тренером занимаются 25–30% гостей. И мы можем подтвердить эту статистику. Это ещё раз подчёркивает значение уровня квалификации специалистов. Поэтому у HR-отделов очень много работы, огромное количество резюме. Задача — нанять лучших.
Какие тренды будут наиболее ярко проявляться в фитнес-индустрии в ближайшее время?
— Я думаю, что это будет развитие нескольких направлений: mind (йоги, пилатеса), дистресс, реабилитационные программы. Потому что всё-таки жизнь в мегаполисе даёт высокую степень напряжения. Поэтому люди будут уделять большое внимание приведению себя в баланс — как психологически, так и физически.