Пьянству — тест: алкозамки повысят тарифы на каршеринг в Петербурге

Внедрение алкозамков приведёт к росту цен на аренду автомобилей в Петербурге
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Запуск производства алкозамков в Петербурге возобновил споры об эффективности этого устройства. Производители совершенствуют технологию, а в транспортной отрасли её критикуют.

Производственную линию по изготовлению автомобильных алкозамков запускает АО "Лазерные системы". Такие приборы блокируют зажигание при реакции на пары спиртного, тем самым не допуская пьяного человека к управлению машиной.
Как сообщили "ДП" в компании, серийную сборку планируется начать к концу этого года, а в следующем — выйти на производство от 1 тыс. устройств в год. Пока же сотня изготовленных устройств проходит обкатку на личном транспорте сотрудников предприятия.
Новый продукт разработан с применением оптической спектроскопии, которая является ноу–хау на мировом рынке, заявили в городском комитете по промышленности. При этом часть деталей изготавливается на самом предприятии при помощи 3D–принтера.
Предполагается, что устройства будут использоваться каршерингом и общественным транспортом. Сейчас "Лазерные системы" уже ведут переговоры о поставках алкозамков для муниципального транспорта, уточнили в компании.

На такси дешевле

Пьяные ДТП, которые устраивают водители каршеринга, регулярно попадают в новостные сводки. Зачастую нарушители устраивают ночные гонки по городу, подвергая опасности других участников движения.
По данным полиции, в прошлом году количество дорожных аварий с участием арендованных машин в Петербурге выросло на 17%, а количество погибших в них людей повысилось вдвое. В целом петербуржцы стали реже попадаться на пьяном вождении, но чаще отказываться от медосвидетельствования. Сколько было пьяных ДТП с участием каршеринга, в полицейском главке не смогли оперативно ответить.
На первый взгляд внедрение алкозамков на руку сервисам проката, автопарк которых усилиями нерадивых водителей пополняется разбитыми машинами. Однако участники рынка последовательно критикуют инициативу, указывая на дополнительные траты, необходимые для установки устройств, а также на их слабую эффективность.
"Статистика показывает, что доля ДТП с участием автомобилей каршеринга по вине нетрезвых водителей минимальна. Основные причины аварий — невнимательность или агрессивное поведение на дороге, что характерно как для личного, так и для арендованного транспорта. Ответственность за соблюдение ПДД всегда лежит на водителе. Для повышения безопасности на дорогах ключевую роль играют превентивные меры, контроль со стороны ГИБДД и повышение качества подготовки водителей в автошколах", — считают в сервисе "Делимобиль".
В компании отмечают, что на данный момент отсутствует полноценная экспертиза устройств, а их внедрение приведёт к подорожанию услуг и снижению их доступности.
"Основная проблема внедрения алкозамков в каршеринге заключается в отсутствии возможности верифицировать личность проходящего тестирование на трезвость. Невозможно достоверно установить, что алкотест пройден именно водителем, который собирается управлять автомобилем. В связи с этим массовое оснащение парков каршеринговых автомобилей, достигающих только в Москве более 40 тыс. единиц, дорогостоящими алкозамками не представляется целесообразным и эффективным", — добавляет представитель отрасли, пожелавший остаться анонимным.
Ещё два участника рынка каршеринга и такси предпочли воздержаться от комментирования темы.

Штрафы за обман

Возможность обойти систему — главная претензия, предъявляемая к идее алкозамков. Однако в случае обмана устройства трезвый пассажир, подышавший в трубочку вместо пьяного водителя, становится правонарушителем.
"Дело в том, что ст. 12.8 КоАП РФ (передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения) предусматривает, в частности, в случае такой передачи и штраф в размере 45 тыс. рублей, и лишение прав в отношении того лица, кто совершил передачу. Хотя для пассажира сложно предположить наступление последствий в уголовной плоскости, сумма штрафа весомая. Будет ли себя так подставлять пассажир? Думаю, такие случаи всё же будут и нам стоит ожидать увеличения таких дел. Последствия же для нетрезвого водителя, обманувшего алкозамок, — как и в обычном случае нетрезвого вождения. Но как с любым нарушением, для наступления последствий необходимо, чтобы нарушителя поймали и нарушение было доказано", — объясняет партнёр консалтинговой компании "Братья Яблоковы" адвокат Артём Яблоков.
В пресс–службе "Лазерных систем" пояснили, что обмануть их устройство не получится, поскольку перед продувом водитель проходит идентификацию через мобильное приложение.
Однако использование биометрии чревато тем, что сервисы каршеринга могут потерять часть клиентов, полагает транспортный аналитик Владислав Булгаков. Эксперт напоминает, что у населения до сих пор настороженное отношение к этой технологии, люди не спешат передавать частным компаниям свои изображения.

Где используются

По словам Владислава Булгакова, в мировой практике алкозамки применяются в трёх сферах: на общественном транспорте, при эксплуатации специальной техники (в том числе для грузоперевозок) и для контроля за нарушителями, уже уличёнными в пьяной езде. В России практикуется предрейсовый осмотр водителей, перевозящих опасные грузы или управляющих пассажирским транспортом.
Схожей технологией являются алкорамки, которые часто можно увидеть на проходных промышленных предприятий. Их производство уже налажено на "Лазерных системах", а продукция активно поставляется компаниям нефтегазовой и металлургической отраслей. Однако вопрос, насколько будут востребованы алкозамки, остаётся открытым.
"Стоимость немаленькая, расходы возрастут, эффективность спорная. Чисто чтобы поддержать местного производителя, — рассуждает Владислав Булгаков. — Я вижу больше издержек и неудобств, причём в первую очередь для тех, кто добросовестно пользуется каршерингом".
В комитете по транспорту отметили, что поддерживают внедрение систем, обеспечивающих безопасность движения, но подчеркнули, что это является внутренним делом транспортных предприятий.
Проблематика появления за рулём нетрезвых водителей или водителей в состоянии похмелья имеет международный характер и особенно актуальна в период праздников. Муниципальные предприятия и предприятия городского пассажирского транспорта уже давно оснащены различным стационарным телемедицинским оборудованием, которое позволяет ускорить прохождение предрейсового осмотра водителей и проверяет целый ряд дополнительных параметров состояния человека. На многих предприятиях критической инфраструктуры, атомной отрасли алкотестеры уже давно используются на проходных и пунктах пропуска, причём измерение происходит и на входе, и на выходе. Известен опыт иностранных государств, где использование алкотестеров принудительно навязывалось нерадивому водителю, причём он оплачивал многомесячную аренду за использование этого устройства в государственную казну, подтверждая самоконтролем, что он на пути исправления. Наш российский менталитет таков, что действие законодательных органов и законов рождает противодействие — инициирует поиск решений, как обойти запрет, так случилось и с первой волной устройств. Способов много — от "помощи соседа или прохожего" до заготовленного "трезвого воздуха в воздушном шарике". Текущее поколение устройств имеет более сложную для злоумышленников концепцию. В основном эффект достигается за счёт обязательной идентификации водителя через специализированное мобильное приложение.
Сергей Матвеев
коммерческий директор ООО "РД Групп"
Люди опасаются, что их биометрическими данными будут пользоваться. Причём именно те, кто их по закону получит, — не приведёт ли это для человека к какому–нибудь ущербу. И, соответственно, всё, что связано с повышенным уровнем регистрации, вызывает опасение и неудовольствие. А локальная вещь состоит в колоссальном объёме мошенничества, связанного с IT–технологиями. Это же приобрело совершенно массовый характер. И мы сейчас видим, надо признать, что наши власти демонстрируют бессилие против этого.
Владимир Сократилин
социолог, исполнительный директор консалтинговой компании "Решение"