Национальный совет финансового рынка (НСФР) от имени своих банков–членов направил в ЦБ РФ очередную идею, как эффективно бороться с мошенничеством. Он предлагает наделить кредитные организации правом замораживать зачисление денег на счета, если у банка–получателя возникли сомнения в их происхождении. По сути речь идёт об условном балансе справедливости: сейчас ответственность есть только у банков–отправителей.
Точной суммы украденных денег со счетов граждан никто не знает. Существует несколько методик подсчёта потерь: ЦБ РФ, например, отчитался о 27,5 млрд за минувший год, МВД — о 200 млрд, "Сбер" же оценивает объём как "не менее 295 млрд". Тут и телефонные звонки, и доступ к банковским приложениям, и просьбы "друзей", попавших в беду, и прочие ухищрения.
Казалось бы, инструменты защиты от мошенников давно разработаны: это и выявление нетипичных для клиента операций (всегда покупал только хлеб с маслом, а тут стал переводить деньги незнакомцам). Или анализ на отсутствие экономической обоснованности: не успел получить перевод, как тут же раздробил сумму и отправил её третьим лицам. Существуют и многочисленные реестры негодяев, однажды замеченных в подозрительном поведении. С лета прошлого года действует правило заморозки переводов: если отправитель сознаётся в самообмане, то банк–отправитель обязан вернуть 100% похищенных средств.
Но почему–то только сейчас додумались привлекать к ответственности и вторую сторону — тех, кто зачисляет деньги на счета. Среди банкиров будто бы действует коллективное распределение ответственности: каждая из сторон винит другую в хищении денег, но в итоге концов и не найти. Пострадавший остаётся и без средств, и с полным разочарованием в системе и ощущением беззащитности. Действительно, почему при тотальной цифровизации банки никак не могут научиться проследить цепочку переводов и моментально блокировать подозрительное, чтобы потом вернуть хозяину?
Денежные переводы могут ходить до 72 часов, что зафиксировано в Гражданском кодексе. Но пресловутая конкуренция сократила сроки до секунд. Видимо, если регулятор согласится замораживать деньги с двух сторон, от отправителя и от получателя, придётся потребителям финансовых услуг вспоминать нулевые, когда деньги действительно могли зачисляться по несколько суток. Зато какое будет удовольствие, когда они всё же дойдут!