Рынок электронной коммерции может вырасти до 35 трлн руб. к 2030 году

Эксперты консалтинговой компании "Яков и Партнёры" проанализировали текущее состояние и перспективы рынка e-commerce в РФ. Согласно исследованию "Развитие электронной коммерции в России", в период с 2019 по 2024 гг. объем рынка увеличился примерно в 7,5 раза, с 1,7 до 12,6 трлн руб.
Существенным фактором стремительного роста рынка e-commerce в России стало усиление позиций универсальных маркетплейсов: совокупный GMV увеличился в 20 раз, а доля на e-commerce рынке возросла в 2,8 раза — с 23% до 64%. Ежегодный прирост GMV ключевых игроков превышал 100%, но с 2024 г. темпы роста начали замедляться: годовой прирост (YoY) за период 2023–2024 гг. составил примерно 54%.
Согласно оценкам экспертов, сценарии развития российского e-commerce к 2030 г. зависят от скорости цифровизации и стратегии игроков. В базовом сценарии рынок вырастет в 2,6 раза, достигнув 32,3 трлн руб., при этом доля независимого e-commerce составит около 28%. В так называемом "американском" сценарии рынок увеличится до того же объема (32,3 трлн руб.), но доля независимого сектора будет выше — около 35%, что объясняется замедлением роста маркетплейсов и активной экспансией DTC-брендов.
"В оптимистичном сценарии рынок может вырасти в 2,8 раза и достигнуть 35,2 трлн руб. В то же время независимый e-commerce удержит ~35% доли благодаря перетоку потребителей из офлайн-каналов", — отметил Максим Болотских, партнер "Яков и Партнёры".
Для независимого e-commerce основные вызовы связаны с высокой конкуренцией и сложностями запуска собственного онлайн-канала. Это обусловлено тем, что для полноценной работы требуется интеграция более чем 10 различных систем.
"Даже среди селлеров с оборотом более 250 млн рублей в год около 50% пока не имеют собственной онлайн-площадки. При этом более 20% (а среди крупных игроков – около 80%) уже продают на двух и более маркетплейсах. Следующим шагом для них становится запуск независимого канала продаж, что позволяет укрепить позиции на рынке", — подчеркнула Марина Дорохова, директор "Яков и Партнёры".
В долгосрочной перспективе собственный онлайн-канал дает бизнесу значительные преимущества. По оценкам экспертов, он открывает новые возможности для привлечения клиентов, управления лояльностью и повышения LTV.
"Несмотря на доминирующее положение маркетплейсов, независимый e-commerce сохраняет потенциал роста, особенно при грамотной стратегии, основанной на дифференциации, высоком уровне сервиса и эффективном управлении клиентскими данными. Такой подход позволяет бизнесу расширять возможности роста и лучше контролировать юнит-экономику", — заключила Анна Ларионова, консультант "Яков и Партнёры".